Джеймс Джойс: биография, литературное наследие. Биография джеймса джойса Биография джеймса джойса

Джеймс Августин Алоизиус Джойс (James Augustine Aloysius Joyce, 2 февраля 1882 — 13 января 1941) — ирландский писатель и поэт, представитель модернизма.

Джеймс Джойс родился в Ратгаре, застроенном георгианскими домами районе в южной части Дублина, в большой семье Джона Станисласа Джойса и Мэри Джейн Марри. Неудачное ведение дел почти разорило его отца, который вынужден был неоднократно менять профессию. Джеймсу удалось получить неплохое образование, однако нищета и неустроенность его жизни в юности навсегда остались в его памяти, что отчасти нашло отражение в его произведениях.

В возрасте 6 лет Джойс поступил в иезуитский колледж Клонгоуз Вудс в Клейне, а затем, в 1893 г. — в дублинский колледж Бельведер (англ.)русск., который закончил в 1897 г. Через год Джеймс поступил на учёбу в дублинский университет (так называемый Университетский колледж), который закончил в 1902 г.

В 1900 г. в дублинской газете «Двухнедельное обозрение» вышла первая публикация Джеймса Джойса — эссе о пьесе Ибсена «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся». В то же время Джойс начал писать лирические стихотворения. С 1916 года публиковался в литературном американском журнале «Литтл Ревью», основанном Джейн Хип и Маргарет Андерсон.

В возрасте 20 лет Джойс уехал в Париж. Это был его первый отъезд на континент, где, ввиду финансовых проблем, он, как когда-то его отец, часто менял профессии.

Незадолго до начала Первой мировой войны Джойс с супругой перебрались в Цюрих, где он начал работать над романом «Портрет художника в юности», а позже и над первыми главами «Улисса». Путешествуя по Европе, Джойс писал стихи. Некоторые произведения были опубликованы в антологиях имажизма. Он также продолжал работать над «Улиссом», романом, который впервые увидел свет не на родине писателя (где был опубликован только в 1933 году), а во Франции. Это наиболее известное произведение Джойса, где автор на 600 страницах повествует об одном дне (16 июня 1904 года) дублинского еврея Леопольда Блума. Несмотря на то, что «Улисс» создавался за границей, по этой книге, как утверждал сам Джойс, «можно было бы восстановить Дублин в случае его разрушения». День 16 июня отмечается почитателями Джойса во всем мире как Блумсдэй (Bloomsday).

В Париже Джеймс Джойс начал работу над своим последним масштабным произведением — романом «Поминки по Финнегану», опубликованном в 1939 году

После поражения Франции и оккупации части её территории немецкими войсками в начале Второй мировой войны Джойс вернулся в Цюрих. Он сильно страдал от последствий глаукомы. Здоровье его продолжало ухудшаться. 11 января он перенёс операцию в связи с прободной язвой и 13 января 1941 года он умер.

Родился 2 февраля 1882 в Ратгаре, пригороде Дублина. Учился в иезуитском пансионе (этот период его жизни нашел впоследствии отражение в Портрете художника в юности), но уже на искусствоведческом факультете Дублинского университетского колледжа познал материальные трудности, преследовавшие его и в зрелые годы.

Мятежное окружение способствовало закреплению бунтарских настроений Джойса. Однако его не привлекали политические и литературные движения, ставившие своей целью освобождение Ирландии. Он тяготел к общеевропейской культуре, чему немало способствовал его исключительный писательский дар. В 1902 Джойс ушел из семьи, бросил учебу и под предлогом изучения медицины поехал в Париж.

В 1904 Джойс возвратился на континент – на этот раз вместе с Норой Барнакл, родившей ему сына и дочь (официально она станет его женой в 1931). В течение многих лет Джойс преподавал английский язык в Триесте и Цюрихе – местах своей добровольной ссылки, ставших легендарными после запоздало пришедшей славы. Творческому становлению Джойса, как и многих других писателей того времени, помог американский поэт Э.Паунд – он содействовал в получении Джойсом разных субсидий и свел с людьми, которые помогли писателю обосноваться в Париже.

Джойс пережил Первую мировую войну в Цюрихе, туда же он с женой, сыном и внуком перебрался с началом Второй мировой войны. В последнем опубликованном письме, датированном 20 декабря 1940, Джойс благодарит мэра города за предоставленное его семье убежище сдержанно и с достоинством человека, знающего себе цену и свое место в литературе 20 в. Умер Джойс в Цюрихе 13 января 1941.

Первой увидевшей свет книгой Джойса стал поэтический сборник из 36 коротких стихотворений Камерная музыка (Chamber Music , 1904). По сути дела, это в высшей степени эстетская поэзия: над знатоком и ценителем У.Патера, прерафаэлитов, П.Верлена властвуют чары елизаветинской лирики; стихи грациозны и бесплотны, в них полностью отсутствует привязанность к лицам и обстоятельствам, без чего немыслимо зрелое творчество Джойса. Но с технической стороны они безупречны, и хотя содержательный диапазон их довольно узок, все с лихвой искупается изысканным, почти женственным поэтическим чувством. Сам Джойс, пренебрежительно называвший сборник «пригоршней пустяшных од», опубликовал, однако, впоследствии еще один, где стихов совсем мало, – Яблоки по пенни за штуку (Pomes Penyeach , 1927).

Сборник из 15 скетчей или рассказов Дублинцы (Dubliners) вышел в 1914. Некоторые из них незначительны, в других Джойс изображает жителей Дублина и городские ситуации. Портрет художника в юности (A Portrait of the Artist as a Young Man , 1916) в большой степени автобиографичен, о чем говорит уже название романа. Это произведение представляет собой переработку вполне сырого материала, сохранившийся фрагмент которого был опубликован после смерти писателя, в 1944, под названием Стивен-герой (Stephen Hero). Написанный почти целиком в молодые годы, Портрет демонстрирует пластику и холодный анализ. В этом отношении он значительно превосходит Изгнанников (Exiles , 1914) – тоже во многом автобиографическую пьесу.

Но выдающееся место в истории литературы Джойс занял прежде всего благодаря Улиссу (Ulysses , 1922), наряду с циклом романов М.Пруста В поисках утраченного времени самому новаторскому произведению 20 в. Работая над Дублинцами, Джойс сделал зарисовку, где некий мистер Хантер целый день бродит по Дублину, вызывая иронические ассоциации с героем гомеровской Одиссеи. Согласно одной теории, которую разделял и Джойс, герой античной эпопеи – семит, и Джойс в какой-то степени соединил этот миф с легендой о Вечном Жиде. Так мистер Хантер превратился в Леопольда Блума, еврейского коммерсанта, а все случившееся с ним за один день в городе, для него одновременно и родном, и чужом, стало основой для тщательно воссозданной атмосферы дублинской жизни в «День Блума» – 16 июня 1904. Этому не слишком похожему на своего прототипа Улиссу Джойс дает Телемаха в лице Стивена Дедалуса: тот сходит со страниц Портрета, дабы символически исполнить роль сына в поисках отца. Эту тему Джойс, по-видимому, счел важнейшей в Одиссее и увлеченно вводил ее в роман. И все же Улисс, хотя и задуман как сложное многоплановое произведение, является прежде всего монументальным исследованием возможностей языка.

Улисс – это воссоздание одного дня. Поминки по Финнегану (Finnegans Wake , 1939), известные в течение долгого времени как Текущая работа (Work in Progress), Джойс писал на протяжении последних 15 лет жизни. Это подробный отчет об одной ночи или, точнее, о блуждании ограниченной мысли спящего человека в бесконечности мироздания. Поминки по Финнегану – очень длинная книга, написанная языком, в муках изобретенным Джойсом; этот язык соотносится с обычным так же, как бессознательные психические процессы – с сознательными. Книгу нельзя читать в привычном смысле этого слова. Однако она бесконечно интересна – особенно для писателей – как памятник единственной в своем роде титанической попытки ввести в язык новые формы.

ДЖЕЙМС ДЖОЙС
(1882-1941)

Фамилия Джойс в переводе с французского — веселый; и потому писатель, который смотрел в корень хоть какого слова, считал своими однофамильцами французского барона де Жуайе, также австрийского доктора Фрейда. В Ирландии считают, что все Джойси страны готовы жарко отстаивать свое родство с старым и родовитым кланом Джойсов из западного графства Голуэй. Герб голуейських Джойсов красовался на стенке в рамке, и в романе отец героя — копия отца создателя — гордо обрисовывает его как «наш герб». Семейство было буржуазным, среднего достатка, и мужчины его занимались, в большей степени, виноторговлей. Разорившись на этом родовом поприще, Джон Станислаус Джойс улучшил дела на другом пути, получив хлебную и непыльную должность собирателя налогов. Тогда же — а это был 1880-й год — он женился на юной прелестной женщиной Мэй Мерри, их 2-ой отпрыск, который родился второго февраля 1882 года, вошел в историю мировой литературы, как Джеймс Августин Алоизий Джойс.

Большой энтузиазм для исследователей «черных сторон» любви составляет жизнь и творчество известного английского писателя ирландского происхождения Джеймса Джойса (1882-1941), создателя сверкающих и практически непонятных романов «Улисс», «Портрет художника в молодости», «Дублинцы». Робкий парень Джеймс Джойс никогда не позволял для себя никакой брани в присутствии дам, но в собственных произведениях доходил до глубин грубой брутальности и безудержных сексапильных фантазий. Его шедевр, роман «Улисс», в 1920 году был запрещен в США и Англии за пошлость и оставался под цензурной запретом прямо до середины 30-х годов.

Детство и молодость писателя пришлись на бурный период в истории его родины. В Ирландии шла борьба за независимость от Великобритании. Политические конфликты переплетались с религиозными конфликтами как в самой стране, так и в семье Джойсов.

Джеймса мама желала, что отпрыск станет правоверным католиком, его отдали в иезуитский институт Приобретенная в школьные годы гуманитарное образование посодействовала юноше вступить в Дублинского-университет, где он выбрал собственной специальностью языка и продолжал учить философию. Основной сферой юношеских интересов Джойса стал театр, который играл важную роль в жизни Ирландии. Театру и драматургии посвящена статья юного Джойса «Драма и жизнь». Увлечение театром подтолкнуло Джойса испытать свои силы в драматургии. Летом 1900 года он пишет пьесу «Блестящая карьера», рукопись не сохранилась, но пьеса была написана под воздействием Ибсена. Через год он переводит две драмы Гауптмана. Гауптман и Ибсен составили эру в его жизни. В то же время он также увлекался схоластичною философией Ницше, Шопегауером, французскими символистами (Верлен), театром Метерлинка, английским эстетизмом. В молодости Джойс нередко бродил «по Ночному городку». Так в Дублине именовался район, где были сосредоточены общественные дома. В «Ночном городке» Джойс и «стал мужиком» в четырнадцатилетнем возрасте. Когда ему исполнилось 20 лет, он положил для себя никогда больше не иметь сексапильных отношений с путанами, заявив, что с этого момента будет заниматься сексом только с той дамой, у которой есть душа». Обычная женщина Нора Барнакл, «дама с душой», что ее он избрал, оставалась с ним до конца жизни. Она стала конкретно той дамой судьбы, о встрече с которой Джойс написал: «То был 1-ый случай, когда я не заплатил средств за любовь»… Тот денек, когда они в первый раз были совместно», а конкретно 16 июня 1904 года, перевоплотился в нескончаемый и метафорически растянут на всю историю населения земли денек, описанию которого посвящен большой роман «Улисс». Сей день до сего времени отмечается в Ирландии праздничным карнавальным шествием по Дублину,» джойсовскими местами». И памятная дата у поклонников Джойса получила даже собственное имя: «Bloomsday», по именам 2-ух основных персонажей эпохального романа Леопольда Блюма и Молли Блюм. И все-же Нора оставалась верной Джойсу протяжении всей их долговременной совместной жизни, хотя время от времени и признавалась друзьям, что Джойс желал, чтоб она изменяла ему с другими мужиками, чтоб ему было о чем писать». Джойс вправду прожил тяжелую жизнь и никогда не был ханжой, но его словесное изображение секса, пожалуй, не затмил до сего времени ни один писатель XX века.

Джойс положил для себя предназначить жизнь искусству. В 1902 году он уехал в Париж, где круглый год знакомился с новыми произведениями европейской литературы. В связи со гибелью мамы через год он возвратился в Дублин, где и состоялось его знакомство с Норой Барнакл. Нет колебаний, что Джеймс Джойс, самый ослепительный лирический писатель из Дублина (родом из Дублина были также другие именитые английские писатели — Оскар Уайльд, Айрис Мердок и Джонатан Свифт,- но только для Джойса Дублин выступал неотклонимым литературным персонажем), мучился от невозможности варьировать свою жизнь, в том числе и сексапильное Он не имел, разумеется, никаких гомосексуальных наклонностей, но стремился к необыкновенному самоутверждения через секс. Будучи застенчивым, Джойс обязан был воспользоваться услугами продажных дам. А это, как понятно, просит больших средств. Когда началась 1-ая глобальная война, Джойс переехал в Цюрих, там он начал работу над «Улиссом». Он получил средства от Царского Литературного фонда. Это отдало возможность работать над романом. Но в 1921 году, очень страдая от бедности, Джойс продал рукопись собственного головного романа «Улисс» южноамериканскому миллионеру.
Выслеживается связь романа с «Одиссеей» Гомера. Любой из его 18 эпизодов связан с определенным эпизодом из «Одиссеи». Связь приметен в сюжетных, направленных на определенную тематику либо смысловых параллелях, также в том, что большая часть персонажей романа имеют макеты из поэм Гомера: Блюм — Одиссей, Стивен — Телемак, Молли Блюм — Пенелопа, Белла Коэн — Цирцея и т.д. Также приметным будет то, что в «Улиссе» выслеживается тесноватая, со многими подробностями, связь романа с местом его деяния. Джойс работал со справочником «Весь Дублин на 1904 год». Все, что происходит в романе, сопровождается подробной указанием места деяния, не только лишь улиц, но даже уличной архитектуры и других деталей. Создатель утверждал, что с каждым эпизодом каким-то образом связан определенный орган тела человека, также определенная наука либо искусство, некоторый знак либо цвет. Толкования, имеющие в собственной базе поток сознания, близкие к психоаналитических интерпретаций, что говорят, как будто в «Улиссе» Джойс идет прямо за Фрейдом и делает анализ подсознания, раскрывая ее фобии и комплексы по фрейдистскими рецептам. Как определенную вариацию в него находили прием «реализации подсознательного», т.е. изображение под видом действительности воплощенных, оживших фантазий подсознания. В двадцатые годы психоанализ достигнул пика собственной популярности, и возникновение схожих интерпретаций была неминуемой, невзирая даже на то, что создатель «Улисса» не раз отстранялся от этого способа и высмеивал его, называя Фрейда и Юнга «австрийским Шалтаем и швейцарским Бовтаєм». Вопреки всем, Джойса, в его прозе все-же выслеживаются бесспорные сближение с психоаналитическим направлением. Основной связь обычной: как Джойс, так и психотерапевты стремятся просочиться в работу подсознания еще поглубже, пристальнее, чем это до сего времени делала литература; но подход Джойса ранее задания — тут он совсем прав — не принадлежит Фрейду либо Юнгу, а является полностью самостоятельным. Безусловно также, что в романе употребляется и техника «реализации подсознательного», и создателю не раз приходилось признавать это. Дальше, проникая в подсознание, Джойс обнаруживает там сильно много такового, что находит и психоанализ (и не вожделеет знать прошлый, другими словами «здоровый» взор на внутренний мир человека): патологии обыденного сознания, ужасы, сексапильные извращения. Это общество психических открытий признал сам Юнг, который читал «Улисса» с усердием, «орал, бранился и восторгался», по его своим словам, и признал, а именно, монолог Молли «рядом искренних психических жемчужин». Что все-таки касается Фрейда, то довольно указать на основной момент: вроде бы не отличались подходы, но уже сама тема отцовства как неразрывного, да и болезненного связи, симпатии-антипатии отца и отпрыска,- принципиально сближение Джойса с отталкивающим «Шалтаем».
Напротив, родство с Гомером всегда признавалось с наслаждением. Из всех ранних однобоких либо, поточнее, истолкований романа создателю больше всего импонировало конкретно мифологическое, представленное в первый раз в выступлениях и статьях Ларбо, также в упомянутом эссе Элиота «»Улисс», порядок и миф». Сразу с возникновением скоропалительных истолкований романа, исподволь готовилась почва для последующего шага, когда его восприятие начало в конце концов приближаться к адекватному. Для этого было нужно сначала представить целостный образ романа, включая все стороны его плана — и композицию, и мифологические параллели, и технику, и идеи. Хоть какой новый читатель стремительно понимал, как много в «Улиссе» укрытого, что не лежит на поверхности, исходя из глубинных трактуваний. Роман изобиловал загадками всех видов и всех масштабов, от крохотных до наибольших, и без помощи создателя их разгадка перевоплотился бы в труд нескончаемую и безвыходную.

Из произнесенного отлично видно, что интеллектуальному Джойсу были всегда присущи некие глубинные черты, инвариантные характеристики, что, хотя и проявлялись по-разному на различных шагах, но, постоянно отталкивали его от всех интеллектуальных иллюзий, вымыслов и фантазий, от хоть какого алогизма и произвола в мышлении. И, напротив, приближать к серьезной дисциплины, логичности рассуждений, отказу от всего недодуманного и мерклых. Его поздние тексты, именитые странностями и туманностью, сверенные до последней точки. «Улисс» вызвал у него единственное колебание: «не сделал Ли я его очень периодическим?»; а о «Поминки по Финнегану» было сказано с выстраданной уверенностью: «Я могу оправдать любая строчка в этой книжке». За этими чертами художника вычеркнем, в свою очередь, определенное общий источник, общий знаменатель: то, что его друг-противник Гогарти-Маллиган именует в романе «иезуитской закваской». Весь стиль мышления Джойса — а с ним и манера письма «Улисса» — несут точный отпечаток выучки отцов-иезуитов: точная логика и виртуозная аргументация, определенный вкус к казуистики, к тому, чтоб запутать и затуманить оппонента (читателя), богатство маленьких деталей, в конце концов, скрытность, что не любит обнажать главные пружины и побуждения,- все это традиционные черты иезуитской школы мышления.

Действие романа начинается в 8 часов утра 16 июля 1904 года и заканчивается в 3 часа ночи. 1-й эпизод — 8 час утра. Башня Мартелло на окраине Дублина. Тут живут Стивен Дедалус, студент-медик Бак Маллиган, британец Гейнес. Время завтрака. Молочница-ирландка приносит молоко. 2-й эпизод — 10 час. Стивен дает урок в школе мистера Дизи. Стивен берется напечатать статью в газете. 3-й эпизод -11 час. Стивен едет побережьем моря, поток его сознания припоминает море. 4-й эпизод — 8 час утра. Дом Леопольда Блюма, который готовит завтрак собственной супруге. 5-й эпизод — 10 час. Блюм выходит из дома, идет к городской бани. 6-й эпизод 11 час. Блюм идет на кладбище, где хоронят его знакомого Пэдди Дигнема. 7-й эпизод — полдень. Блюм в редакции газеты, он мимоходом встречается со Стивеном. 8-й эпизод — 1-ая денька. Блюм в кабаке. 9-й эпизод — 2 часа полудня. Дублинская государственная библиотека. 10-й эпизод — С час. Городку в сопровождении свиты проезжает вице-король. 11-й эпизод — 4 час. Отель «Ормонд». Тут находится Стивен Дедалус, сюда же направляется и Блюм. 12-й эпизод — 5 час. Блюм в баре, где разговор завершается ссорой и насмешками над Блюмом. 13-й эпизод — 8 час вечера. Блюм на набережной, он задумывается о Мэрион. 14-й эпизод — 10 час. Родильный дом. Блюм посещает давнишнюю знакомую, вспоминает собственного погибшего отпрыска Руди. 15-й эпизод — север. В одном из кабаков Стивен Дедалус участвует в студенческом гульбище, тут же и Леопольд Блюм. Стивен идет за Блюмом, находит его в доме разврата. 16-й эпизод — ночь. Блюм и Стивен идут ночным Дублином. 17-й эпизод — ночь. Блюм приводит Дедалуса к для себя домой, они говорят. 18-й эпизод — ночь. Мэрион засыпает, она вспоминает прошедший денек, встают картины ее жизни, образы родных. Упомянутые эпизоды обозначают пространственно-временные ориентиры. Посреди образов Блюм и живописец Дедалус — два различных мира. Поток сознания Блюма житейский. Триумф жизни, земной сути человека утверждается во внутреннем монологе Мэрион. Это поток мемуаров, ассоциаций, мыслей, которые перебивают друг дружку. Но стиль мышления — только одна из многих и крепких связей меж миром Джойса, его романом и миром церковной религиозности. После разрыва художника с церковью у него появились сложные дела с этим миром, которые никак не сводятся к огульного отрицания. В церковной Европе издавна и отлично узнаваемый человечий тип, успешно называемый «резвым католиком»: тип человека, которая разорвала с церковью, но, несет ее отпечаток, что сохраняет интеллектуальное и чистосердечный мир, сформированный католичеством. И Джойс, и его герой Стивен составляют достаточно рассудительную разновидность этого типа. Правда, отказ от обрядности, неверие в таинствах, догматах и все в целом позарациональные элементы церковного учения у их решительные и бескомпромиссные. Джойс категорически отказался крестить собственных деток и после погибели был похоронен без священника. Роль церкви и духовенства в современном обществе, так же как и в ирландской истории последних веков, он оценил очень плохо. В конце концов, он не чурался и богохульства, иногда грубого и резкого, дерзкого, люциферського. Но это пожалуй всё.

Джеймс Джойс, биография и творчество которого будут рассмотрены в нашей статье, - знаменитый ирландский писатель и поэт. Яркий представитель модернистского направления. Самым знаменитым романом автора является «Улисс», одно из лучших и скандальнейших произведений ХХ века. После первой публикации во многих странах он был запрещен, что только подогрело интерес у публики к его автору.

Джеймс Джойс: биография. Детские годы

Родился будущий писатель 2 февраля 1882 года в южной части Дублина, район Ратгар. Семья Джойсов была очень большой - целых 15 детей. У Джона, главы семейства, был собственный бизнес - виноторговля. Но из-за того, что в дела он вести не умел, очень быстро разорился. Чтобы прокормить семью, ему пришлось пойти на работу в налоговую. Но и здесь не сложилось. Через несколько месяцев он потерял место и снова принялся за поиски работы. С этого времени он не раз менял места службы, нигде подолгу не задерживаясь. Из-за этого семье приходилось часто переезжать. Вся ответственность за воспитание и содержание детей легла на их мать, Мерри Мэй, которая получала небольшую пенсию. На эти гроши часто и жила вся семья. Отца такое положение дел ничуть не смущало.

В 1888 году Джеймс в возрасте 6 лет попал в школу для мальчиков «Клонгоуз Вуд», которой управлял орден иезуитов. В те годы это учебное заведение считалось лучшим среди католических школ Ирландии. Здесь маленький Джеймс проучился до 1891 года, когда его отец потерял очередную работу, семья больше не могла оплачивать обучение в школе. Мальчику приходится перейти в школу Христианских братьев, расположенную в Северном Ричмонде.

В этот же год маленький Джеймс пишет свое первое стихотворение - «Парнелл», которое было посвящено смерти лидера освободительного ирландского движения Ричарда С. Парнелла. К сожалению, текст не сохранился.

В 1893 году Джону Джойсу удается устроить своих сыновей в колледж Бельведер за казенный счет. Это учебное заведение Джеймс окончил в 1898 году.

Переезд в Париж и смерть матери

В 1989 году поступает в Королевский университет Джеймс Джойс (биография представлена в этой статье), который успешно оканчивает в 1902-м. Настало время выбрать для себя профессию, и юноша остановился на медицинской карьере. Он переезжает в Париж, чтобы реализовать свою задумку. Но в большом городе, полном соблазнов и развлечений, он быстро забывает о намеченной цели.

Но не только разгульная жизнь манит Джойса. Он очень много читает, посещает Национальную библиотеку и много размышляет. Из всего этого появился его первый стихотворный сборник, получивший название «Камерная музыка». Произведения писателя начинают печатать.

Но 1903 год омрачается для Джойса смертью матери. Несколько месяцев до смерти она тяжело болела, и Джеймс провел это время в Дублине у ее постели. Однако из-за своего отношения к религии - он ее отрицал, начал чувствовать вину перед покойной. Пытаясь заглушить это чувство, пристрастился к алкоголю.

Встреча с Норой

В молодые годы был большим любителем «Ночного города» Джеймс Джойс. Биография писателя полна довольно пикантных моментов, связанных с этой частью Дублина, где располагались дома терпимости и питейные заведения. Однако вскоре он разочаровался в подобной жизни и поклялся, что отныне будет ложиться в постель только с женщиной, которая его любит.

Такую девушку он вскоре встречает. Судьбоносная встреча состоялась 16 июня 1904 года. Именно этот день, растянутый до невероятных размеров, был описан в романе «Улисс». Женщину звали Норой, и она была простой горничной в отеле. Джойс и его возлюбленная практически не расставались всю оставшуюся жизнь.

1904-й становится для него счастливым не только в плане личных отношений, но и творчества. Джойс очень много работает, его произведения активно печатаются в прессе. А под конец года они с Норой решают перебраться в Европу.

В 1905-м они приезжают в Триест, здесь у пары рождается сын, которому было дано имя Джорджио. В 1907-м на свет появляется дочка Лючия, которая была рождена в больнице для бедных. Материальное положение семейства было ужасным, хотя Джойс много работал. Однако в этот период его произведения перестают публиковаться, все больше издательств отказываются от сотрудничества с автором. Такая судьба постигла сборник «Дублинцы», позднее получивший широкую известность и до сих пор пользующийся большой популярностью у читателей. Одно из издательств все-таки решилось напечатать книгу. Но первый, уже готовый тираж был сожжен, так как сборник назвали непатриотичным.

«Улисс» - запрещенное произведение

Начинается Первая мировая война. В связи с этим в 1915 году перебирается в Цюрих Джеймс Джойс, биография и творчество которого очень причудливы и переменчивы. В этом городе он вместе с семьей остается до 1919 года. Дела писателя налаживаются, его произведения вновь печатают. В эти годы он начинает работать над «Улиссом». С 1918 по 1920 гг. роман публикуется в журнале Little Review. Оканчивается это судебным процессом, инициатором которого стала общественность. Роман был запрещен из-за своей порочности. Опубликовать успели только 14 глав.

В 1920 году Джойс отправляется в Париж, вскоре в столицу Франции перебирается вся его семья. Здесь они останутся до начала Второй мировой, которая вынудит писателя вновь переселиться.

Издание «Улисса»

Тем не менее издает свое скандальное произведение Джеймс Джойс. Биография (фото автора можно найти в этой статье) писателя полна трудностей и препятствий, связанных с неприятием его творчества обществом. Он часто был осужден за свою откровенность, но на характер это не повлияло. Джойс всегда держался очень высокомерно, особенно в беседах с критиками и другими писателями. Что только ухудшило общее мнение о нем.

Итак, в 1922 году за издание «Улисса» берется Сильвия Бич, хозяйка парижского книжного магазина. Тираж вышел как раз в день рождения Джойса - 2 февраля. Цензурный запрет в Великобритании сохраняется до 1936 года.

В этом же году писатель начинает работать над новой вещью, в которой задумывает описать историю мира. Позднее это произведение получило название «Поминки по Финнегану». 13 марта 1927 года начинают публиковаться отдельные главы романа.

Судьба детей

В 1931 году решает все-таки узаконить свои отношения с Норой Джеймс Джойс. Биография, книги и переписка писателя свидетельствуют о том, что на протяжении всей своей жизни он был верен своей гражданской жене. Однако год их бракосочетания омрачился смертью отца Джойса, к которому сын испытывал очень неоднозначные чувства.

В 1932-м у писателя родился первый внук, ребенок его сына Джорджио, которому очень повезло в личной жизни. Зато дочь писателя ждала куда более страшная судьба. В этом же году Лучии поставили диагноз "шизофрения", после чего она попала в психиатрическую лечебницу, где провела остаток своих дней.

Решение суда

Биография Джеймса Джойса в 1933 году резко меняется - американский суд выносит решение о том, что «Улисс» не относится к порнографическим произведениям, поэтому может быть опубликован в США. И через год роман выход отдельным изданием. Для Джойса это значило очень много. Это не только увеличило его доходы, но еще и являлось знаком признания критиков и читателей. После публикации в США роман издается в различных странах Европы.

Последние годы и смерть

В 1940 году начинается Вторая мировая, спасая себя и семью, снова бежит из Франции в Цюрих Джеймс Джойс (подробная биография представлена в этой статье). Однако увидеть окончание войны писателю не было суждено. В 1941-м у Джойса начинаются желудочные колики, и его срочно госпитализируют в Schwesternhaus von Rotenkreuz Hospital. Через пару дней писателю ставят диагноз - "язва желудка". Хирург решает провести операцию, которая проходит успешно. Но уже через несколько часов писатель умирает. На тот момент Джойсу исполнилось только 58 лет.

Произведения писателя

Оставил богатое наследие после своей смерти Джеймс Джойс. Биография и творчество (кратко которое можно охарактеризовать как постоянную борьбу с предрассудками), представленные выше, являются лучшим тому доказательством. А сейчас перечислим самые значимые произведения писателя:

  • «Эпифании»;
  • «Портрет художника»;
  • «Камерная музыка»;
  • «Святая контора»;
  • сборник рассказов «Дублинцы»;
  • «Джакомо Джойс»;
  • «Газ из горелки»;
  • «Герой Стивен»;
  • «Изгнанники»;
  • «Портрет художника в юности»;
  • «Пенни за штуку» - самый знаменитый стихотворный сборник;
  • «Улисс»;
  • «Поминки по Финнегану» - второй по популярности роман писателя;
  • «Се, дитя».

Итоги

Огромное влияние на развитие мировой литературой оказал Джеймс Джойс. Биография, кратко характеризующая личность автора, убеждает нас в том, что он был весьма неординарным человеком. Однако критикой творчество Джойса всегда оценивалось неоднозначно, как при жизни, так и после смерти. Но с одним согласны как поклонники, так и противники автора: его творчество произвело революцию в литературе ХХ века. И, разумеется, главную роль в этом сыграл роман «Улисс». Самые именитые критики посвятили целые тома разбору этого произведения, но так окончательно и не пришли к единому мнению касательно его тематики и идейной наполненности. С уверенностью можно сказать одно: Джеймс Джойс до сих пор остается одной из загадочнейших фигур в мировой культуре.

ДЖЕЙМС ДЖОЙС

Высочайшей оценкой своего творчества Джойс считал фразу одного критика: этот писатель из числа тех редких дарований, которые «пишут только шедевры». Как-то раз Джойс сказал У.Б. Йейтсу: «Мы с тобой оба скоро будем забыты», - однако, пребывая в менее пессимистичном настроении, Джойс считал себя даром Божьим современной литературе. После его смерти прошло более шестидесяти лет, и теперь мало кто с ним не согласится. Правда, найдется еще меньше таких, кто смог бы осилить два его последних творения целиком, но это уже совсем другая история.

Джойс родился в достаточно обеспеченной семье ирландских католиков, но детство его омрачалось пьянством и мотовством отца. После смерти Джона Джойса у Джеймса спросили, кем был его отец, и тот ответил: «Банкротом». Тем не менее отцовской зарплаты сборщика налогов вполне хватало на то, чтобы отправить маленького Джимми в престижную частную школу и поддерживать его материально, пока он готовился стать врачом. Тут-то Джеймса и укусила муха писательства, и все мечты о том, чтобы оплатить отцовские долги, пришлось позабыть. В 1904 году Джойс встретил Нору Барнакл, обольстительную горничную, которая стала спутницей его жизни. Рассказывая о бегстве сына из дома с женщиной по фамилии Барнакл, Джон Джойс едко повторял: «Теперь она от него ни за что не отлипнет». Шутка Джойса-старшего станет понятнее, если знать, что фамилия Barnacle переводится как «морская уточка» - моллюск, который прилепляется к днищу корабля.

Как и многие бывшие католики, Джойс в один прекрасный момент отвернулся от всех, кто был причастен к формированию его личности: от семьи, страны и церкви. Фраза «Non serviam» («Я не служу»), которую произносит главный герой романа «Портрет художника в молодости», могла бы стать девизом автора. Его сборник рассказов «Дублинцы» был отвергнут в двадцати двух издательствах, а в одном даже сожжен, поскольку руководство сочло его отвратительным с точки зрения морали и «непатриотичным в части описания Дублина». «Улисс» был запрещен в Америке до 1933 года. Отчасти злясь на тупость и ограниченность соотечественников, а отчасти желая открыто жить с Норой «во грехе», вне брачных уз, Джойс большую часть своей жизни провел в Европе: главным образом в Париже, Цюрихе и Триесте. Здесь он жил и творил в свое удовольствие, и идиллию его нарушали только войны.

Основным предметом забот Джойса было здоровье. С самого детства у него обнаружились проблемы со зрением. Он носил очки с толстенными стеклами и перенес одиннадцать операций по поводу близорукости, глаукомы и катаракты. В ходе одной из операций на левом глазу ему полностью удалили хрусталик. Другой проблемой были плохие зубы. В годы бедности молодой писатель часто питался одним только какао и не мог позволить себе услуги дантиста, которые понадобились ему из-за такой сладкой диеты. Его зубы буквально гнили на корню, что привело к воспалению радужек, а это лишь ухудшило и без того снижавшееся зрение. Сетуя, что нужные слова для «Улисса» он уже подобрал и нужно только расставить их в правильном порядке, Джойс не шутил. Последнюю треть своей жизни писатель был почти полностью слеп.

10 января 1941 года Джойс почувствовал ужасную боль в желудке и был доставлен в цюрихскую больницу. Ему поставили диагноз «прободная язва двенадцатиперстной кишки», вскоре он впал в кому и пришел в себя, только чтобы произнести последние слова: «Меня что, никто не понимает?» Католический священник предложил провести его похороны, однако Нора отказалась от его услуг, заявив: «Я не могу так с ним поступить». Джойс похоронен на цюрихском кладбище Флюнтерн под простой мемориальной доской.

ГРОМ И ЛАЙ

Всю свою жизнь Джойс панически боялся двух вещей: собак и грозы. Происхождение первой фобии вполне понятно: в детстве он кидал камушки на пляже, и его укусила за подбородок бездомная собака. А за второй из своих страхов Джойс должен был благодарить гувернантку. Эта ревностная католичка внушала мальчику, что гроза - проявление гнева Господня, и требовала, чтобы он крестился, как только завидит вспышку молнии. Джойс и повзрослев всякий раз трясся при звуках грома. Когда кто-то спрашивал у него, почему он так реагирует, Джойс отвечал: «Вам не понять, вы ведь не росли в католической Ирландии».

ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА В РОЛИ СТАРОГО ИЗВРАЩЕНЦА

Сказать, что у Джойса были необычные сексуальные фантазии, - значит не сказать ничего.

«Наиболее привлекательны для меня те две части твоего тела, которые делают грязные делишки», - писал Джойс в одном из многочисленных эротических писем, обращенных к его многолетней партнерше Норе Барнакл. «Я хочу, чтобы ты меня ударила или даже высекла, - признавался он в другом письме. - Я был бы рад быть выпоротым тобой, любимая Нора!» И это еще самые сдержанные пассажи. Любовные письма Джойса пестрели откровенными описаниями реальных и воображаемых соитий. Среди почти зримых анатомических описаний, помогавших Джойсу кончить при мастурбации, фигурировали вульгарные восхваления «больших и круглых сисек» Норы и ее «задницы, полной газов». Казалось, в… гм-гм… сердце Джойса было отведено особое место для запаха пущенных женщиной ветров и вида испачканного нижнего белья. Странно? Да. Сексуально? Весьма спорно. А что же Нора? Ей тоже нравилось обнюхивать трусы? Ее ответные письма Джойсу не сохранились, но по некоторым высказываниям писателя можно заключить, что она была столь же (а то и более) склонна к нестандартным сексуальным фантазиям. «Ты превращаешь меня в животное, - писал ей Джойс в очередном полном похоти послании. - Это именно ты, ты, бесстыдная непослушная девчонка, первой ступила на этот путь».

И ЧТОБЫ ПОПКА БЫЛА ПОБОЛЬШЕ!

Джойс был без ума от женщин, но одна деталь женской анатомии особенно не давала ему покоя. Когда при нем рассказали историю о короле-людоеде, который выбирал себе супруг по размеру ягодиц, Джойс произнес: «Я искренне надеюсь, что, когда большевики наконец захватят весь мир, они освободят этого лишенного предрассудков монарха».

ДВА ЗАНУДЫ

Иногда встреча двух литературных знаменитостей проходит совсем не так культурно и возвышенно, как мы того ожидали. Взять, к примеру, встречу Джойса с Марселем Прустом в 1922 году. К тому времени оба считались наиболее признанными романистами в мире. Когда и тот и другой появились на одном парижском званом вечере, в комнате воцарилась тишина. Гости полагали, что у этих двух литературных гениев много общего, - и они не ошиблись. Джойс и Пруст, как две старые бабки на завалинке, принялись жаловаться друг другу на свои многочисленные болячки. «У меня ежедневно болит голова. И с глазами беда», - ворчал Джойс. «Ох, уж этот мой желудок. Что же мне с ним делать? Когда-нибудь он меня доконает!» - вторил ему Пруст. После еще более неуклюжего обмена репликами о том, как они любят есть трюфели, оба писателя признались, что не читали книг друг друга. Когда темы для разговора были исчерпаны, Пруст, знаменитый своей застенчивостью, направился к дверям. Джойс вызвался проехаться с ним до дома в его такси, рассчитывая на продолжение беседы, но, увы, такового не последовало. Автор знаменитого цикла «В поисках утраченного времени» скрылся в своей квартире, даже не предложив Джойсу зайти на чашечку чая.

КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ

Первая встреча с другим литературным идолом, Уильямом Батлером Йейтсом, прошла почти также неудачно. Признанный ирландский поэт изо всех сил старался понравиться своему более молодому коллеге, но только напрасно тратил время. Йейтс даже выразил желание почитать что-нибудь из ужасных стихов Джойса, на что Джойс с неохотой протянул ему рукопись и сварливо предупредил: «Ну ладно, раз уж вы так просите… Но учтите, что ваше мнение значит для меня не больше, чем мнение первого встречного». Затем речь зашла о более общих литературных вопросах. Когда Йейтс упомянул Оноре де Бальзака, Джойс только рассмеялся. «Да кто сейчас читает Бальзака?!» - воскликнул он. Наконец разговор свернул на творчество самого Йейтса, которое, по словам автора, перешло в стадию экспериментов. «А-а, - высокомерно ответствовал Джойс, - это только показывает, что вы стремительно теряете мастерство». Когда беседа подошла к концу, пренебрежительный тон Джойса только усилился. «Мы встретились слишком поздно, - сказал он Йейтсу на прощание. - Вы слишком стары для того, чтобы я мог хоть как-то на вас повлиять». Йейтс выслушал весь этот поток оскорблений, прикусив язык. Однако позже, уже не сдерживаясь, написал о Джойсе: «Никогда не видел, чтобы в одном человеке такое колоссальное самомнение сочеталось с таким лилипутским литературным даром».

В МНОГОЧИСЛЕННЫХ ЭРОТИЧЕСКИХ ПИСЬМАХ, АДРЕСОВАННЫХ ЕГО СОЖИТЕЛЬНИЦЕ НОРЕ БАРНАКЛ, ДЖЕЙМС ДЖОЙС ПИСАЛ, ЧТО ХОЧЕТ, ЧТОБЫ ОНА ЕГО УДАРИЛА, ИЗБИЛА ИЛИ ВЫПОРОЛА.

ШАЛОВЛИВАЯ РУЧОНКА

Многие современники вполне разделяли высокое мнение Джойса о самом себе. Однажды в Цюрихе к нему на улице подошел юноша. «Можно мне поцеловать руку, которая написала “Улисса”?» - спросил он. «Нет, - ответил Джойс. - Эта рука сделала и много чего другого». Без сомнения, Нора могла бы подтвердить его слова.

ТЕРПЕТЬ НЕ МОГУ ВЕЧНОЕ!

Джойс ненавидел памятники. Однажды он вместе с другом проезжал на такси мимо парижской Триумфальной арки. Друг поинтересовался, как долго может гореть вечный огонь. «До тех пор, пока неизвестный солдат, которому все это уже давно надоело, не поднимется из могилы и не задует его», - заявил Джойс.

О КВАРКАХ

В мире физики частиц кварк - один из фундаментальных кирпичиков, слагающих материю. Еще это название одного французского концепт-кара, персонаж сериала «Звездный путь: Глубокий космос 9» и кличка собаки в фантастической комедии «Дорогая, я уменьшил детей» (1989). Во всех этих случаях мы должны благодарить Джеймса Джойса. Американский физик Мюррей Гелл-Манн дал субатомным частицам название «кварк» в честь трех морских птиц, шутливо приветствовавших короля Марка на 383-й странице «Поминок по Финнегану». (Целиком фраза звучит так: «Три кварка для мастера Марка!»)

ТУК-ТУК! - КТО ТАМ? ЗДЕСЬ НЕ ВСЕ ДОМА!

Последний роман Джойса «Поминки по Финнегану» известен тем, что мало кому понятен и совершенно нечитабелен. Есть версия, что к этой нечитабельности приложил руку Сэмюэл Беккет, у которого были проблемы со слухом. Ко времени написания романа Джойс почти совсем ослеп, поэтому надиктовывал текст Беккету. Как-то раз во время работы раздался стук в дверь, но Беккет, со своей тугоухостью, этого не услышал. «Войдите!» - сказал Джойс, и Беккет послушно записал его слова. Когда Бек-кет перечитывал автору законченный отрывок, Джойсу так понравилось это «Войдите!», что он решил оставить его в тексте.

Из книги 100 великих футболистов автора Малов Владимир Игоревич

Из книги 100 кратких жизнеописаний геев и лесбиянок автора Расселл Пол

98. ДЖЕЙМС МЕРРИЛЛ (Род. 1926 г.) Джеймс Меррилл родился 3 марта 1926 года в Ныо-Йорке. Сын Чарльза Эдварда Меррилла, основателя брокерской фирмы «Меррилл Линч», он вырос в богатой семье и воспитывался гувернанткой, которую он называл «мадемуазель», вдовой прусско-английского

Из книги Моя веселая Англия [сборник] автора Гончарова Марианна Борисовна

Джеймс В последний вечер во время прощального ужина в ресторане отеля «Черемош», где мои британцы останавливались, к ним за столик подсели две девушки. Полненькая и тощенькая. Блондинка и блондинка, но фальшивая. Обе в блестящих крохотных тряпочках и на высоченных

Из книги Большая Тюменская энциклопедия (О Тюмени и о ее тюменщиках) автора Немиров Мирослав Маратович

Джойс, Джеймс Первый за всю советскую и русскую историю автор, написанное которым слово «хуй» было легально опубликовано в легальном издании на русском языке и в России во все три буквы сразу, без всяких там многоточий.Даже не в России, а еще в СССР!Еще во время полной КПСС,

Из книги Кинозвезды. Плата за успех автора Безелянский Юрий Николаевич

Из книги Джойс автора Кубатиев Алан

Шестой Джеймс Бонд Исторические личности - Пушкин, Наполеон, Бисмарк, Эйнштейн и т. д. и т. п. - неповторимы. Ибо они уникальны. Штучный товар Господа Бога. Иное дело - литературные и экранные герои. К примеру, рассматриваемый нами Джеймс Бонд. «Агент 007», который

Из книги Джон Р. Р. Толкин. Письма автора Толкин Джон Рональд Руэл

Кубатиев Алан Кайсанбекович. ДЖОЙС Вопрос. А как вы относитесь к Джойсу? Ответ. К Джойсу никак нельзя относиться. Это такая гора, а мы все в ее тени. Джон Апдайк. Из интервью Время, река и гора - вот истинные герои моей книги. Джеймс Джойс о «Поминках по

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 2 автора Амиллс Росер

232 Из письма к Джойс Ривз 4 ноября 1961 Люблю ж я толковых, здравомыслящих незамужних тетушек. Благословенны те, у кого они есть или кто с ними знаком. Хотя, как мне подсказывает опыт, встречаются они чаще, нежели тетушки Саки.Тетя-профессионал - это, пожалуй, явление

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Из книги 100 знаменитых американцев автора Таболкин Дмитрий Владимирович

Джеймс Джойс Грязные трусикиДжеймс Августин Алоизиус Джойс (1882–1941) – ирландский писатель и поэт, представитель модернизма.Нос человека может распознавать до 10 000 запахов. Может быть, из-за особой эротической чувствительности к запахам, в декабре 1919 года Джойс написал

Из книги Шаман. Скандальная биография Джима Моррисона автора Руденская Анастасия

Джеймс Джойс Как ты это делаешь?Джеймс Августин Алоизиус Джойс (1882–1941) – ирландский писатель и поэт, представитель модернизма.Он написал столько переполненных фантазиями писем, что о нем можно упоминать почти в каждой главе. Сейчас следует упомянуть его письмо от 20

Из книги Поэтики Джойса автора Эко Умберто

ДЖЕЙМС ГЕНРИ (род в 1843 г. – ум. в 1916 г.) Писатель. С 1876 г. жил в Англии. Исследователь нравственных дилемм – эгоизма и альтруизма, долга и удовольствия, мстительности и всепрощения на фоне сопоставления американской и европейской культурных традиций. Романы и повести

Из книги автора

КУПЕР ДЖЕЙМС ФЕНИМОР (род. в 1789 г. – ум. в 1851 г.) Писатель. Романы «Шпион», «Лоцман», «Красный корсар», «Морская волшебница», «Мерседес из Кастилии»; пенталогия о Кожаном Чулке: «Пионеры», «Последний из могикан», «Прерия», «Следопыт», «Зверобой». В XIX веке в среде

Из книги автора

УИСТЛЕР ДЖЕЙМС (род. в 1834 г. – ум. в 1903 г.) Выдающийся художник и график, большой мастер портретной и пейзажной живописи. Президент Общества английских художников (с 1886 г). Обладатель премии Бодлера за серию офортов «Темза» (1880). При жизни Джеймса Уистлера большинство

Из книги автора

Джеймс Дуглас. Дуглас Джеймс «Кто я и что делаю здесь, в бесспорно прекрасном, но нелюбимом городе, в чужой стране? Я пытался убежать, и мне это почти удалось. Вот только что-то необъяснимое все равно не отпускает меня. Наверное, началась мания преследования. Как хорошо, что



error: Контент защищен !!