Когда шаманы говорят что ты будешь видеть. Как становятся шаманами

Мир шамана – таинственный, загадочный и скрытый от посторонних глаз. Истинный шаман не имеет ничего общего с экстрасенсом, магом или колдуном. Шаман – совсем другой уровень, другие взгляды, цели и другая философия.

Кто и как становится шаманом в реальной жизни?

Шаманом нельзя стать просто так, «по своему хотению». Да и мало кто проявляет особое желание быть настоящим шаманом. Слишком велика ответственность за людей, которым нужно помочь. Кроме того, шаман практически не подчиняется себе, своим желаниям. Вся его жизнь – служение другим через мир духов.

Шаманом может стать лишь тот, кто увидит знаковый сон. В этом сне обязательно должно произойти какое-то событие, которое знаменует шаману об открытии его дара. Сон этот приходит внезапно, а не в каком-то определенном возрасте. Это невозможно предугадать.

Считается, что сон – это знак духов, что они избрали человека. Никто не сможет стать шаманом без «одобрения» духов. Содержание сна может быть разным, однако, каждый род знает, что именно должно присниться в качестве знамения.

Иногда шаманом становятся не только после увиденного сна. Случаи, когда человек вдруг слышит голос, который поет и говорит с ним, не редкость у эскимосов. Именно там особо развит шаманизм и все, что с ним связано. Голос означает, что дух зовет будущего шамана. За ним человек часто уходит в лес и проходит там первую ступень пути настоящего шамана.

Шаманом чаще всего становится тот, в чьем роду уже были подобные случаи. Способность передается по наследству. Известны истории, когда шаманом становился человек, у которого в роду ранее такого дара не было ни у кого. Однако такого шамана считают достаточно слабым.

Таким образом, кто станет шаманом, а кто нет, решают только духи. Сопротивляться их решению не удастся. Избраннику остается только смириться с выбором высших сил и пойти навстречу новой миссии.

Шаман выступает избранником, представителем духов на земле. Через него они доносят до людей информацию, помогают и предостерегают их. Шаман – человек, который призван помогать и лечить людей. Он не может отказать или не принять обратившегося за помощью к нему. Именно поэтому считается, что быть шаманом очень трудно.

Хоть шаман уважаем и почитаем в роду, он не обладает привилегиями. Часто он живет бедно, так как ему практически некогда заниматься своим домашним хозяйством. Он принимает нуждающихся в помощи и не успевает помогать себе и своей семье.

Шаман живет обычной жизнью, заводит семью, детей. До наступления момента избрания, шаман практически не подозревает о своей дальнейшей судьбе. Да и после того, как становится шаманом, живет как все. За исключением момента совершения .

Часто шаманов относят к числу душевнобольных. Это не так. Такое ошибочное мнение возникло из-за того, что обряды шаманов похожи на приступы безумия. На самом деле, этого требует вхождение в особое состояние, которое позволяет шаману .

Шаманы живут по всему миру. Множество народов с древности являются приверженцами веры в силу шаманов. Без них не обходятся поселения, племена, народы, которые издревле верили в способность шамана уберечь их от болезней, засухи или мучительной смерти. Наибольшее количество шаманов проживает в таких странах как:

  • Австралия;
  • Россия;
  • Австрия;
  • Страны Африки;
  • Новая Зеландия;
  • Страны Юго-восточной Азии.

Шаманы в каждой стране, области и народности отличаются по ряду критериев. Кто-то участвует в жертвоприношениях, кто-то нет. Отличаются некоторые функции, тонкости совершения обрядов и нюансы посвящения. Одно объединяет их точно, они – целители и защитники человеческой души.

Обучение шамана практике и обрядам происходит всю жизнь. Изначально, когда он еще не подозревает о своем предназначении, уже постепенно невольно познает его. Это проявляется:

  • в единении с природой, местностью, в которой живет шаман;
  • в появлении видений, снов, постепенному появлению навыка справляться с ними, трактовать их.

У некоторых народов избранного с рождения обучают шаманским практикам. Это не гарантирует того, что из него вырастет шаман. Все будет зависеть от предрасположенности и выбора духов.

Чаще всего обучения никакого нет. Человек сначала осознает, что выбор пал на него. Потом, уже, пройдя все мучения, обучается у более опытного шамана. Однако и он не учит начинающего всем тонкостям совершения обрядов. Обучение не проходит, как в школе за партой. Все постигается в общении с духами и практике.

Старые шаманы учат молодых бить в бубен, чтобы духи услышали этот зов. Бить так, чтобы привлечь нужных духов. Иногда обучение длится часами, днями без перерыва. Этот навык считается основополагающим для шамана. Без умения обращаться с бубном, духи не поймут призывов и просьб шамана.

Обучение непосредственно совершению обрядов тоже не производится. Истинный шаман постигает эту задачу сам.

Некоторая помощь все же есть. У шаманов, которые только начинают свой путь, распространена практика «невидимого каноэ». Шаман старый и молодой создают воображаемое каноэ, садятся в него и путешествуют. Такие путешествия длятся по нескольку дней подряд. Во время них шаманы находятся в промежуточном состоянии. Они иногда видят сны, а иногда возвращаются в реальность.

В то время, когда сны посещают шамана, в них происходит встреча с духами. Шаман ищет себе духа-защитника и находит его. В момент возвращения в реальность, шаман выходит из каноэ и на время оставляет на каком-то месте. При обратном переходе в состояние сна, шаман толкает каноэ с этого места и плывет дальше.

После проделанного путешествия шаманы делятся своими видениями, ощущениями. В этом обмене происходит обучение молодого шамана практике.

Практически в любом городе сейчас можно найти массу школ и курсов по обучению шаманским практикам. Они предлагают научиться всему, что умеют шаманы. Однозначно стать истинным шаманом благодаря таким школам невозможно. Шаман – избранник духов. Можно лишь на тысячную часть приблизиться к таинственному и загадочному миру шаманов.

Посвящение в тайны волхвов

Посвящению в шаманы предшествует длительный и тяжелый период «шаманской болезни». Эта болезнь больше проявляется как безумие, шизофрения. Будущий шаман иногда ведет себя неадекватно, видит галлюцинации, сны, слышит голоса. Кроме психики, страдает его тело. Он болеет, теряет сознание, впадает в приступы эпилепсии. Это можно объяснить просто – духи настаивают на том, чтобы избранный стал шаманом.

Противостоять им практически невозможно. Чтобы избавиться от этих страданий есть единственный выход ­­­– принять предложение духов и пройти обряд посвящения.

Начало обряда – признание избранного перед старыми шаманами, что он слышит зов духов. После этого он уходит в лес, тайгу и проходит там испытание голодом. Длиться оно может и 5, и 7, и 9 дней. В этот момент будущий шаман особенно слаб. Во время снов и видений к нему приходят духи и в прямом смысле делают из него другого человека.

Он чувствует себя так, будто его разрывают на части и собирают заново. Шаман переживает на уровне эмоций настоящую смерть. После всего пережитого он «возрождается», но уже другим человеком. Дальше у шамана 2 варианта:

  • самому постигать тонкости шаманского дела;
  • учиться у старого шамана.

Чаще всего выбирают второй способ. На этом посвящение в шаманы не заканчивается. Это длительный процесс, который протекает месяцами, а иногда даже годами. Обучение практикам, способам общения с духами, обрядам еще впереди.

Формального посвящение шамана не происходит. Нет какого-то конкретного действия, церемонии, после которой можно сказать, что посвящение состоялось. Считается, что это бессмысленно, так как шаман посвящен духами еще задолго до того как сам понял это.

Обязанности, задачи и роль ведуна

Шаман в мире людей выполняет множество функций и играет важную роль в жизни целых народностей.

Основными задачами шамана являются:

  • лечение людей;
  • поиск души, покинувшей тело и возвращение ее, если это возможно;
  • сопровождение души в мир иной;
  • защита души от демонов, злых духов.

Становится понятно, что к насущной жизни человека шаман имеет мало отношения. Его специфика – душа. Шаманы не присутствуют при бракосочетании, например. Однако их зовут, когда проходят тяжелые роды. Роль шамана в помощи людям.

– основной профиль шамана. Считается, что болезнь возникает не в теле, а в душе. Шаман призван поставить диагноз, найти пути избавления от болезни и вернуть человеку здоровое тело и дух.

Кроме лечения конкретных людей, шаман играет роль в нормальной жизнедеятельности всего рода:

  • предвидит засухи, дожди и т.д.;
  • при уменьшении количества животных, люди просят шамана помочь;
  • помогает и участвует в процессе жертвоприношения.

Вопреки мнению обывателей, шаман не является лицом, совершающим жертвоприношения. Чаще всего, если он и принимает участие в этом, только для проведения души убитой жертвы по нужному пути. Он знает этот путь.

Таким образом, шаман – человек, которого выбрали духи на эту роль. Согласия или отказа его не требуется. Шаманы служат защитниками, помощниками своему народу. Они защищают от мора, засухи, голода, болезней. Сильный шаман – большая радость и помощь. Научиться быть шаманом «просто для себя» невозможно. Шаман – это человек, постоянно находящийся на грани между миром людей и миром духов.

Свидетельство бывшего шамана

/Эта история бывшего шамана была опубликована самиздатовским способом отдельной брошюркой. Привожу ее здесь для тех, кому это может быть интересно:

"Здравствуйте, дорогие читатели. Я буду рад, если вы получите что-то новое для себя, читая мой рассказ. А также я буду рад с вами познакомиться в будущем, если кто этого пожелает.
Во-первых, я хочу представиться. Меня зовут Хилтухин Александр Сократович. Я родился, в селе Кырен Тункинского района Бурятской АССР. Через три месяца после моего рождения мои родители переехали в Бохан (Иркутская область). Там я провел свое детство, юность, пошел в армию, и в 1972 году я демобилизовался.
В армии я простудился по оплошности и заболел двухсторонним воспалением легких. У меня была осложненная пневмония, были остаточные явления, и в нижней части легких прослушивалось хрипение. Тогда я решил заняться хатха-йогой, потому что все говорили о том, что эта очень редкая гимнастика дает прекрасные результаты - можно исцелиться практически от всех болезней. У меня не было учителя. В 70-х годах, в журнале «Наука и жизнь» печатали не только об этой гимнастике, но и о многих экзотичных вещах, которые вызывали большой интерес в Советской России. И вот я занялся этой гимнастикой. Через год я почувствовал значительные изменения в своем организме, я стал крепче, дыхание стало свободным, глубоким. Я не испытывал недостатка в кислороде, уже чувствовал себя лучше. Основная часть болезни отступила, и остались только незначительные слабые боли. Но полного исцеления я не получил и мне хотелось исцелиться полностью.
Я стал искать другой способ. Современная наука и медицина не могли помочь мне в этом. И тогда я обратился к моему другу-фотографу, у которого был знакомый лама. Мы съездили к нему в дацан и после знакомства с ним стали часто общаться. В этом общении я стал познавать основы буддизма, заповеди, которые нужно соблюдать человеку, для того чтобы не болеть; что такое проклятие, которое несет болезни человеку. Это для меня было очень интересно. Тогда я решил изучать буддизм. К этому времени уже было довольно много литературы о буддизме. Я увидел, что буддизм - это наука, и очень сложная философия, и понять ее тоже было трудно. У меня был помощник - лама, который кое-что мне объяснил, а дальше я просто своими силами пытался познать это все. Но в конце концов я понял, что этот путь слишком сложен, и буддизм меня не радовал, потому что многократная реинкарнация не давала той свободы, которую я хотел иметь. Она все равно меня приковывала к каким-то перерождениям, и будучи человеком в следующем перерождении, я мог в следующее перерождение родиться либо псом, либо другим существом, не имея твердой уверенности в том, что я снова стану хотя бы человеком. Например, до белого слона «добраться» очень сложно, это в течение тысячи лет надо «шнырять» на тот свет. В общем, было сначала смешно, а потом не до смеха. И я решил не связываться, подумал, что пусть я лучше останусь человеком и проживу эту жизнь.
Потом у меня началась молодая бесшабашная жизнь, как у всех молодых людей. Я просто отдался этой жизни. Вокруг меня было столько молодых девушек, что я не мог пройти мимо. И вот я до семьдесят девятого года гулял, как необузданный конь гуляет по воле. В семьдесят девятом году я познакомился со своей будущей женой, и через год мы поженились. Началась семейная жизнь, и сейчас Бог многое открыл мне о ней. Мне не хотелось бы говорить о моих личных заимоотношениях с женой и с родственниками. Я вот только хочу, чтобы вы знали, что когда мы начинаем нашу семейную жизнь с греха, то это уже неправильно. Этот грех влечет негативные последствия для такой семьи. Тогда то, что я познал свою жену уже до женитьбы, было для меня в порядке вещей. Сейчас-то я понимаю, что это был грех, и что не было благословения ни от отца моего, ни от мамы. Отца в живых не было в то время, мама была, но мои родственники были против нашего брака, потому что у них не сложились добрые отношения и симпатии с родственниками жены из-за их агрессивного поведения во время сватовства. Поэтому жизнь моя складывалась не лучшим образом.
Все это время я искал каких-то твердых, надежных вещей, опору среди людей. Я наблюдал за их жизнью, наблюдал за стариками. Мне очень нравилось слушать их рассказы о их прошлой жизни, какие выводы делали они. И я заметил, что чаще всего это не выводы, а сожаления о пустой прожитой жизни. Я не слышал от человека, чтобы он сказал: «Я был счастлив за свою жизнь» , никогда не слышал. Это редкость, и за все это время я ни разу не встретил такого человека.
Жизнь шла своим чередом, у меня была семья. В том селе, где я жил, - это в Петропавловке, Джидинском районе - я работал часовщиком. Весь район меня знает лично, и я многих знаю. Мы считались самой счастливой парой с женой, потому что мы всегда ходили под руку. Я просто любил свою жену и не мог иначе ходить с ней, как некоторые ходят - муж с одной стороны дороги, жена - с другой. Я всегда старался ухаживать за своей женой, все годы. Для меня это было нормой, а для людей со стороны казалось, что тут полная идиллия. Я думаю, на самом деле не было такого. Человек привык скрывать негативную сторону своей семейной жизни и негативные отношения между супругами, не выносить мусор из избы. Весь мир так живет, старается не выносить этот мусор, потому что это приносит позор человеку.
Мы дожили до перестройки. В это время я заболел. У меня обострились желудочные колики, потом я понял, что это серьезно. Обратился в больницу - оказалась язва. Тогда я испугался, думал, что придется вырезать ее. Это такая операция - или умрешь, или выживешь. Я начал искать какой-нибудь новейший способ исцеления - гимнастика мне особо не помогала. Я уже боялся делать растяжки и все эти вещи, потому что это уже не годилось. И в это время приехала одна шаманка в Петропавловск, и я услышал, что она исцеляет без всяких хирургических вмешательств. Просто она поднимала руки, закрывала глаза, делала пассы, и люди исцелялись. Потом они шли и говорили, что они столько лет болели, и женщина,приехавшая, исцелила их всего за 10 дней. Я, конечно, пошел к ней. Она посмотрела на меня и сказала: «Да, это серьезно». И я в течение
10 дней ходил к ней на лечение. В предпоследний, девятый день, я хотел уйти домой, но она меня заставила лечь на кровать, чтобы я полежал полчаса, и потом пошел домой. Я лежал и вдруг увидел, что летят облака надо мной. Я с закрытыми глазами вижу облака, открываю их - не вижу. Ну, я подумал, что за окном облачность, сильный ветер, я снова стал открывать и закрывать глаза, и опять облака проплывают, и свет становится ярче. И потом вдруг разом все стало ясно видно. Я, пораженный, вздрогнул, снова закрыл глаза и вижу. И в это время зашел мальчик из Джиды, с матерью. И я увидел, как он болен - он болен был от макушки до самых пят, весь цветной, весь больной. Когда он зашел, я сказал: «Какой цветной мальчик!» А шаманка услышала и спросила: «Кто сказал?» Я говорю:«Я сказал». Она говорит: «Иди сюда». Посадила рядом, и мы стали смотреть больных. Она стала показывать мне, как она их исцеляет, и чем она делает это. Да, это было очень интересно. Я никогда не видел, что человек может в духовном мире на собственное тело надевать металлические перчатки из серебра, из платины, из золота, себя одевать в колпак прозрачный металлический. Я никогда этого не видел, но она это делала. Защитный колпак и перчатки надевала. Этими вещами она работала. Она брала болезни с больных органов -это цветная такая жидкость. Она снимала и выбрасывала ее на землю, где лежали мешки герметичные, и бросала в них эту болезнь. В этих мешках болезнь накапливалась, потом шаманка сжигала все это. И мне это было очень интересно. Я задавал себе вопрос: «Для чего это мне?» Спросил ее, но она не могла мне ответить. Она говорила: «Вот я не знаю, как я, почему я лечу. Мне никто не говорит, просто у меня этот дар с рождения». Я задавал вопросы людям. Никто не мог мне ответить: ни ламы, никто. Но одна гадалка мне сказала, что если я не буду лечить людей, то Бог меня накажет. И я из страха перед Богом стал заниматься магией. Причем более усиленно, чем занимался прежде. Я вставал очень рано, читал заговоры и ощущал поток энергии -такой, как будто ветер меня наполнял. Я просто содрогался весь. В тот момент, когда читал заговоры, я не знал, что за сила окружала меня. Со мной происходили странные вещи. Я видел, что эти заговоры работают, что люди исцеляются; особенно дети и очень быстро, буквально с одного раза. Дети переставали заикаться и мочиться, и прочее другое. Я сводил мужа с женой, которые разводились и не могли вместе жить. Мне это приносило радость. Я думал, что я делал добро.
И вот однажды, это было летом 1996 года, я не мог уснуть ночью, все думал о том, что я такой хороший, ведь я зла никому не хочу, а вокруг меня такой мир: гадкий, зверский - порой хотелось выйти и убивать всех подряд. Все эти неудачи и неурядицы меня выводили из себя. И вдруг передо мной открылась движущаяся картина, как будто поезд идет слева направо, вся моя жизнь: мое детство, все, что окружает меня, все мои грехи, все вещи, через которые я делал людям больно, но мое сердце было на месте тех людей, которых я обижал. Я был поражен этим видением. Я закрывал глаза, но все равно видел это, отворачивал лицо - видел. Я не понимал, что происходит. Эта картина продолжалась до того момента, когда я был юношей. Потом я увидел свои молодые годы, и у меня сердце не выдержало, так сдавило от боли, что я закричал. И в этот момент все кончилось. Тогда я понял, что я не достоин жизни на земле, не достоин любви моей жены, детей, и что не достоин вообще видеть этот белый свет. Я такой грешный, до такой степени мерзкий, что не мог переносить себя. Тогда я подумал, что нужно покончить с собой - и все дела. Я пошел в ванную комнату и решил - все. Я шел, и вдруг меня посреди зала кто-то тронул за плечо и повернул в обратную сторону. Я удивился, улыбнулся и покорно пошел обратно. Думаю, что будет дальше? И вдруг остановился возле шкафа. Открываю шкаф, и передо мной лежит переплет книги. Я взял ее в руки, и это оказалась Библия, которую я купил, не знаю для чего, 2 года назад. Я стою, жду, что же будет дальше? И снова меня за правое плечо кто-то легонько-легонько берет и поворачивает. Я пошел и зашел в спальню, сел на кровать, а время было 2 часа ночи. Я открыл книгу «Исход», читал о том, как Бог говорил: «Нужно приносить жертву». Я читал о том, как нужно выбирать агнца годовалого, без пятна и порока. И что когда убиваешь этого барашка, то ты не должен повредить ни одной косточки, что он должен быть разделан идеально. И как отделяется печень и почки, и как обматывается это все внутренним жиром. Я испугался, залез под одеяло, положил под подушку Библию и, не помню как, уснул. Утром, когда я проснулся, я вспомнил, что что-то было ночью. Я решил проверить: достал Библию из-под подушки и осознал, что это действительно было. Я встал и был очень спокойный, здоровый, как ребенок. И я обратил внимание, что не было горечи на сердце. Наверное, в тот момент произошла часть покаяния. Я чувствовал себя обновленным. После этого 2 года я искал новых духовных оснований для себя. Я изучал учение Даоса, которое было очень близко мне. Единственное, чего я не делал - я не медитировал, потому что я знал, что это очень опасное дело. Хотя, занимаясь ушу, я мог владеть энергией, я мог ее концентрировать в одном или другом участке тела, переносить или передавать и прочие вещи, например наносить энергетический удар. А вот покидать тело мне при медитациях было страшновато, и поэтому я этим не занимался, но хотя это очень мне понравилось.
Затем я решил общаться с духами, потому что все говорили, что духовный мир, он насыщен. Я видел эти сущности разных форм, разного обличия: духи человеческие,духи проклятий, которые люди друг другу посылают. Они имели формы скобы, пружины, форму трехглавой змеи, обыкновенных шаров, костей и многого другого. Иногда я видел человеческое лицо, которое вращалось с неимоверной скоростью и превращалось в шар. Это лицо издавало звуки визга - какой-то страшный звук человека, в котором сидело очень много бесов, и он не находил себе покоя. С одним человеком, который посылал такое проклятие, было страшно встречаться в Петропавловке - он посылал проклятья направо и налево, он сеял смерть. Это была женщина. Жива она сейчас или нет, я не знаю, но люди ее боялись.
И вот эти сущности окружали меня постоянно. Каждый вечер, когда я ложился спать, я видел перед собой огромные глаза, между ними был метр расстояния. Каждый глаз почти по метру. Такие видения были в течение нескольких лет. Я просил ответить: «Кто ты? Зачем ты это делаешь?» - но ответа не было. Однажды я лег спать и вдруг почувствовал, что я начинаю взлетать: лежу совершенно ровно и взлетаю. Одеяло медленно сползает с меня. Я испугался, думаю, что происходит. Оглядываюсь вокруг себя, смотрю, жена спит и даже не чувствует ничего. И когда одеяло совсем упало, я понял, что рукой до жены уже не дотянусь. Тогда я только успел стукнуть ее по плечу и сказал: «Ирина, я полетел». Она открыла глаза и увидела, что я поднялся, и подо мной воздух. Она схватила меня за руку и дернула вниз. «Ты куда?» - спросила она. Я упал, сломал кровать. С того времени жена поняла, что со мной происходят страшные вещи. Я ей сказал, что нас окружают духи, она этого очень боялась. Я говорю: «Ты знаешь, они могут передвигаться: приближаться близко и удаляться. Она смотрит на меня, и не может понять, что происходит.
И вот однажды, когда мы в очередной раз поссорились с женой, я очень сильно ударил ее и ее родственники решили наказать меня и избили меня. Потом я задал себе вопрос: «Для чего человек
живет?» Если они придут еще раз - просто убьют меня, и я ничего не смогу сделать. Я понял, что убить человека очень просто. Тогда я стал спрашивать себя, зачем я живу? Когда я общался с родственниками, они мне сказали: «Ты Иркутский, и тебе нужен шаман». Тогда я нашел женщину-шаманку и пошел к ней. Она мне сказала, что мне уже 2 года назад нужно было стать шаманом. Это была Вера Петровна, наша шаманка из Бохана. Я спросил её, что мне для этого нужно. Она сказала все, что нужно. И нужна была сумма денег. Меня это удивило, потому что была большая сумма, которую за один раз не заработаешь. Мне пришлось в течение семи месяцев работать, не покладая рук, но все же я накопил деньги для этого обряда - посвящение в шаманы. Потом я поехал в Бохан и все сложилось наилучшим образом: нашелся шаман и люди, которые могли это сделать и быть свидетелями для меня, которые будут пить водку -16 бутылок. Это не шутка. Я толька пригублял водку, не пил сам, но я три раза отключался до такой степени, что уходил в степь, и не понимал, что я делаю. Я не помню, как я вдруг очутился там, возле реки и леса. Возвращался вновь - и опять. В конце концов обряд закончился. Я вернулся домой, пораженный тому, что меня уже ждали родственники. Им сообщили шаманы, которые даже не знали меня, что я уже еду, и что я уже настоящий шаман в их роду. С этого момента началась моя жизнь шамана.
Я, конечно, был рад тому, что я могу помочь моим родственникам, тем что я могу исцелять, защищать, предвидеть то, что их ждет, что духи, которые со мной, они работают, и что они могут то, чего я не предполагал. Но в течение года я понял то, что духи непостоянны. Они как беременная женщина: сегодня хочет одно, завтра - другое. И это непостоянство расстраивало меня, потому что человеку, который к тебе пришел, ты не можешь сказать, что духи сегодня не хотят работать. И мне приходилось по-всякому отговариваться, лгать - ведь человеку не объяснить поведения духов. Духи все больше и больше стали капризничать, и я стал опасаться, что однажды меня так подведут, что хорошего мало. Я стал общаться с другими шаманами и спрашивал, как у них дела, как у них это происходит. Они сказали мне: «Да это обычное дело!» Тогда я понял, что это довольно опасная вещь. Если эти духи - твои родственники, и если они тебя любят, то почему они плохо работают, почему они тебе хотят зла? Я вот этого не мог понять. И если они принимают обличив родственников в национальных старинных одеждах, и такой же облик, то почему они не имеют постоянного изображения тела, а начинают колебаться, видоизменяться. Меня это поразило: думаю, что здесь что-то ненормально, потому что не может быть мой родственник каким-то другим. А этот дух мог быть похожим на животное. И я решил вновь обратиться к Вере Петровне, шаманке. Это уже был конец моего первого шаманского года. Придя к ней, я спросил: «Вера Петровна, почему моя жизнь не идет на лад?» Хотя те люди, которые ко мне приходили: родственники, знакомые и посторонние люди - я им помогал, а мне духи совершенно не помогают, а наоборот, усложняют мне жизнь и не дают мне спать. Среди ночи могут разбудить тычками, бесцеремонными совершенно, или громким голосом в ухо. Я терял сон, слушал их бредни о том, что делает моя жена, и с кем она там, или что делает шаман в соседнем доме. Мне это не нужно было. Я спросил ее, почему это так происходит. Она сказала мне: «Ладно, Саша, давай посмотрим»: Поставила палец на двухрублевую монету, склонила голову, закрыла глаза, посидела 5 минут и вдруг как вскрикнет: «Саша! Саша!» Я испугался, смотрю на нее: она говорит: «У тебя покровитель Христос, Иисус твой покровитель. Зачем тебе эти духи?» Я думаю, при чем здесь Христос, когда я шаман. Она говорит: «Да, Саша, да. У тебя Иисус твой покровитель». Она упала и стала молиться перед Ним. Меня это, конечно, потрясло и я решил посмотреть, действительно ли Иисус за мной стоит. Я закрываю глаза и не вижу ничего, оглядываюсь назад -и тоже не вижу, ни Иисуса, никого, только стены. Она продолжает молиться. Я посидел приличное, время, потом ушел, так и не дождавшись ее последнего слова.
И после этого я просто стал ждать. Я не занимался обрядами, и ко мне больше никто не приходил. Остались только духи, которые также наполняли мою квартиру до вечера. Вечером я их выпроваживал, а с первым человеком, который входил утром ко мне, они вновь влетали и садились на маму, на сына, и они начинали вызывать в них негативные мысли и таким образом влияли на них. Я мог духов как-то на некоторое время успокоить, но стоило мне отвернуться, как они вновь садились на сына и маму. Между нами часто происходили конфликты, оттого что духи просто выводили мою маму и сына на этот скандал. Мы не могли найти мира и любви друг к другу. Мы могли обняться, почувствовать теплоту друг к другу, и вновь разойтись и быть чужими. Меня это страшило.
Однажды меня пригласили евангельские христиане, с которыми я работал в школе №3: «Александр Сократович, отчего вы не придете в церковь, вы что, боитесь нашего Бога?» Я сказал: «Как я могу бояться, когда со мной духи? Вот их действительно нужно бояться. А ваш Бог какой-то... Вас бьют - вы молчите. Всегда вареные. Вам делают плохо - вы говорите: «Будь благословен!» Я говорю: «Я этого не понимаю! Вот я плохо подумаю о тебе - мои духи тебя сразу кончат!» Они говорят: «Мы тебя приглашаем в церковь». Я говорю: «Ладно, приду» Я пришел и удивился тому, что у людей, которые встретили меня в глазах была любовь ко мне. И такое впечатление было, что они давно меня ждали. Я пришел, и они такие радостные были от того, что я пришел. И все меня знают, а я никого не знаю. Я, удивленный, «принюхался», как шаман. Обстановка была прекрасной: теплой, спокойной. Мне понравилось, и я сел посредине зала. Началось обычное служение. Я наблюдал за всем этим. Тогда мне стало интересно, как они общаются с Богом. Я хотел посмотреть, кто Он такой, как Он выглядит, и что вообще окружает этих людей. Я закрываю глаза - и ничего не вижу. Я удивился: «Почему? Почему я не вижу Иисуса?» Я всегда видел духов, а тут не вижу ничего. И я тогда понял, что у Этого Духа сила действительно великая, потому что до Него ни один дух не мог лишить меня этого: духовного зрения. И тогда решил узнать, как они с Ним общаются. Я услышал - справа стояла женщина - она говорила: «Господи, коснись сердца моего!» Я думаю, дай-ка я произнесу это, и про себя сказал: «Господи, коснись сердца моего!» Когда я произнес эти слова, у меня потекли слезы: был такой плач, что я не мог удержать это все. Я плакал и думал: «Ну что происходит?» Я не мог управлять сам собой, и в этот момент Бог меня взял в духе и поднял над залом. И сказал: «Посмотри, как радуются мои дети, и какой ты жалкий, какой ты несчастный?» И в это время я увидел вокруг себя черную лужу. И эта жидкость с меня сползала, как плащ, как кисель желеобразный черного цвета. Я сидел в этой луже и рыдал. И после того, как Бог вернул меня обратно, я вновь посмотрел на тех людей: и они, радостные, поют, а я плачу, сижу, и мне не до радости совершенно. Но после того, как я утер слезы и сопли, я встал, вздохнул и понял, что я что-то тут оставил тяжелое -у меня с плеч сошла тяжесть, в груди легче стало. Я обрел легкость, В третий раз, когда я пришел в церковь, и каждый раз, когда я приходил, я плакал. Стоило сказать Богу только слово, и я начинал плакать. И в третий раз, когда это произошло, я подошел к Жене, пастору, хотя я с ним не был знаком, но я знал, как его зовут. Я подошел к нему, обнял и сказал: «Сегодня в моем сердце растаял последний кусочек льда, который я накопил за 50 лет.» Женя меня обнял. Мне стало так хорошо! Я понял, что Бог, который есть у христиан. Он настоящий, истинный, а Его любовь - это просто бесподобно.
С того времени я хотел как можно быстрее стать христианином, быстрей познать Бога, и быстрей стать полезным для Него. Если Бог делает такие чудеса со мной, Он может делать это с каждым человеком. Тогда я решил изменить свою жизнь: я покаялся, принял Христа, и очень спешил принять водное крещение, потому что это очень важно - без этого невозможно расстаться с миром. Действительно, когда я принял водное крещение и пришел домой, то открыл дверь и стал наблюдать: сидят духи или нет. Но дома была, тишина, мир, покой и теплота. Мама спокойно спала, я тихонько в одежде лег спать, и проспал целые сутки. На следующий день в это же время проснулся, у мамы спрашиваю: «Давно я лег спать?» Мама говорит:«Сутки проспал. Я думала, ты умер. Смотрела тебя, но ты дышишь, спокойно спишь.» И мое сердце переполнила радость. Я сказал маме: «Мама, теперь я христианин!» Мама вдруг отошла от меня и говорит: «Так, вот - Бог, а вот - порог!» Она меня выгоняла, потому что она была коммунистка. Мама не могла разделить эту радость со мной, потому что она была духовно слепа, глуха без Бога.
Я сознавал, что мне немало лет, и мне хотелось послужить для Бога. Бог благословлял меня, когда я стремился к Нему. Бог благословил меня в первом месяце даром молитвы - я стал усердно молиться. Я проводил по нескольку часов в молитве, и ночами молился. Такой радости я никогда не испытывал. Через все это Бог проводил меня. Сейчас я и церковь молимся, чтобы и дом мой (родня) имел спасение.
Я бы хотел сказать еще о том, что Бог продолжает со мной говорить. И если наступает какой-то решающий момент, Бог говорит мне, что Он рядом. И теперь я знаю, что Он не покинет меня. Он всегда со мной. Я хотел бы сказать читателю сейчас: человек всю жизнь чего-то ищет твердого и основательного - ищет среди близких, родных, но не находит. Я говорю вам, что не надо искать долго, нужно просто для начала прийти к христианам в гости, и вы найдете то, что искали. Я буду просто счастлив тем, что, может, как-то помог вам в поиске Бога. И я буду очень рад, если вы захотите встретиться со мной. Я буду рад поговорить с вами о Боге и о чудесах, которые Он сотворил в моей жизни. Бог меня благословил другими дарами, которыми я могу послужить для моих братьев и сестер. Слава Богу, что я Ему и церкви пригодился! У меня сейчас столько радости, что я даже не могу всего выразить! Приходите к Богу поскорее, потому что этот мир обманчив и нет в нем того места, где можно приклонить голову. Ни одному человеку невозможно открыть сердце так, как Богу! Да будет каждый из вас благословен в Господе!" /

***

/...прекрасно понимала, что эта история вызовет различные суждения, включая скептицизм. Но эти духи - они более чем реальны, в Библии описаны как бесы. Я думаю, что проявлять себя они могут по-разному, что и происходит здесь, на нашей земле. Некоторые люди к ним особенно чувствительны - это наши местные шаманы и слава Богу, что хотя бы один из них покинул подобное "общение" с духами и пришел к Богу, не боясь мести со стороны духов. Страх перед ними держит здесь многих в кабале, включая даже некоторых православных христиан. Они тоже, не только местные буряты, воздают духам дань. Это уже говорит о многом. Кто бы чтил этих духов, если бы они не были реальны и не вмешивались в нашу жизнь? Шаманы действительно могут многое, у них широкая клиентура. Они могут сказать вам прошлое, заглянуть в будущее, исцелить или наслать болезнь. Они принесут и жертвы, если это необходимо. Я знаю семью, в которой начали умирать молодые мужчины - один за другим. Им было сказано принести жертву. А поскольку тотем их рода, как и моего впрочем, волк, то и жертву надо принести волками. Интересно, что волки должны быть без порока, мужеского пола. Нельзя их подстрелить или поймать в капкан, чтобы не повредить - ни одного изъяна! Из страха потерять родных, близких, детей люди кадят духам и приносят жертвы. Наши местные СМИ также уделяют внимание шаманизму, не только православию и буддизму. На глазах журналистов шаман в полном облачении (включая тяжелый шлем, доспехи какие-то) взлетел на молоденькую березку, не повредив ни одной веточки - березка бы даже ребенка не выдержала, до того тоненькой была! Об этом писала наша центральная газета. Мой дед тоже был практикующим шаманом. К нему стекались люди со всей республики. Он мог срастить перелом в два-три раза быстрее официальной медицины, он ставил на ноги безнадежных, он тоже общался с духами и помог многим. А потому мне действительно было страшно оставлять эту религию, зная, что духи реально могут отомстить. И у меня был уже негативный опыт, когда приходил бес и мучил моего старшего сына. Прежде я пыталась исполнять обряды, как буддистские, так и шаманистские, чтобы прекратить это (буддизм и шаманизм здесь очень сильно переплетены. Люди ходят на всякий случай туда и сюда. А русские еще и в храм, а потом уже местным богам поклоняются). Однако обряды помогали ненадолго - сын успокаивался лишь на время, проходила неделя-другая и все начиналось по новой. Когда я уверовала во Христа, я стала молиться Ему, когда мой сын мучился и заходился страшным криком. Ребенок не видел меня, он меня не узнавал и даже боялся, хотя раньше никогда такого не было. Я не оставляла молитв, и тогда пришло ЭТО... Это было очень страшно, воплощенный ужас, но ребенок уже успокоился, я же поняла, что ЭТО доставала его, как же он мог такое выдержать, когда и взрослому такой страх не по силам! Я впервые столкнулась с такой изощренной ненавистью, с таким яростным желанием убить, я не понимала просто, за что можно меня ненавидеть в ТАКОЙ степени? Раньше я не понимала, почему Иисус так сильно меня любит, не понимала за что, но теперь я столкнулась с прямой противоположностью. Стало невозможно дышать, меня вдавливали в кровать, я не могла и пошевелиться, на меня как будто вылили страх и ужас, я поняла, что меня просто убивают. Тут что-то изнутри меня отчаянно завопило: "Иисус, помоги!" И эта сила тут же отступила. Я испытала невероятное облегчение! Я знаю на собственной шкуре, что духи реальны и могущественны, но они меня больше не тревожат, ведь со мной Иисус! Мой сын тоже поправился и спит с тех пор спокойно. Слава Богу за все! Я спрашивала потом у церкви, что это такое со мной было. Мне сказали, что да, такое случается с христианами в землях, где много духов. С пастором такое было в Африке, где он служил много лет, с другим миссионером - в Индонезии дважды. Они подтвердили эти мои ощущения, в первую очередь сильный страх, оцепенение от ужаса, но только призыв ко Христу мог помочь. Без Христа мы действительно беспомощны, Он наш пастырь добрый. /

Ирина Х., невоцерковленная верующая, кураевский форум

“Шаман” происходит от сибирского слова “samarambi” что означает“, чтобы возбудить себя,” и “Сэм-дамбы”, что означает танцевать. Таким образом шаманы входят в состояние транса.

В наше время, шаманов определяют как специалистов, чьи способности включают телепатию, ясновидение, и взаимодействием с духами.

Шаманы чувствуют необходимость понять общество и восстановить гармонию в нём. Они демонстрируют, что могут посетить невидимый нам, особый мир Духа.

11 Признаков того, что Вам суждено быть шаманом

1. Сильная связь с природой.

Природные шаманы глубоко чувствуют взаимосвязь каждого существа на Земле через вибрации духа. Эта взаимосвязь особенно остро ощущается в природе.

2. Шаманам комфортно в одиночестве.

Вы живете уединенно или предпочитаете одиночество. Вы обладаете уникальной чувствительностью и ощущаете плохое общество гораздо глубже, чем обычный человек. Вы отчетливо понимаете почему человек стал именно таким, а не другим. Видите корни зла в обществе. Знаете, что портит детей.

3. Исцеление людей

Прежде чем исцелять людей, шаману необходимо понять, как это сделать. Поэтому шаман проходит через такую же болезнь, что и страдающий человек. Если у Вас были подобные случаи, возможно у вас есть дар шамана.

4. Чувствуете тонкую целительную энергию в руках.

Шаманы умеют управлять своей энергией. Они могут лечить руками, люди рассказывают чудесные истории о "целительном прикосновении".
У шаманов хорошая циркуляция крови и всегда горячие руки. Они могут даже почувствовать силу, которая исходит от их рук. Если это описание подходит Вам, значит Вы обладаете целительной энергией.

5. Вы чувствуете людей

У вас есть дар видения, которое позволяет чувствовать болезни человека или увидеть его духовное бремя. Вы могли бы обладать другими психологическими способности, такие как дар предчувствия.
Когда Вы взаимодействуете с другими людьми Вы воспринимаете их через энергию, которую они излучают, а не как они выглядят и что они говорят.

6. В Вашей семье есть или были врачи или травники.

Другие культуры считают, что дар шаманизма передается по наследству от своих предков. Сейчас сложно узнать обладали ли наши предки шаманским даром, возможно кто то из них и был природным шаманом, но не знал и не смог раскрыть свой потенциал.

7. Видите яркие или вещие сны.

Сновидения могут показать Вам будущее. Если Вы прирожденный шаман, Вы контролируете свои сны, понимаете для чего Вы это видите. Вы не забываете практически ни один свой сон.

8. Чувствуете энергетику животных

Шаманы получают помощь от животных. Они служат духовными наставниками и делятся важной информацией, когда шаманы в этом нуждаются. Если Вы ощущаете состояние животных при встрече с ними, возможно Вы шаман.

9. Видеть вещи, которые другие не могут видеть.

В раннем возрасте, природные шаманы имеют возможность открыть другие миры и скрытые измерения. Необходимо обучение что бы понимать такие видения. Рядом с юным шаманов всегда должен находится наставник.

10. Имеют физические отклонения, которые отличают их.

В прошлом, люди считали, что люди с физическими отклонениями имеют высокую вероятность быть шаманом.

11. Эмпатия

Шаманизм-это в основном практика выравнивания или коррекции взаимоотношений с другими людьми и природным миром вокруг нас. Все, что не сбалансировано причиняет страдания. Всякий раз, когда шаманы видят страдания, они тянутся его исцелить и восстановить гармонию в жизни. Если у Вас есть желание гармонизировать вещи, Вам суждено быть шаманом.

Статья создана специально для читателей сайта Горница.ру
Изменять текст и иллюстрации, а так же использовать материалы статьи полностью или частично в собственных проектах запрещено лицензией.

Подписаться на наш сайт можно

«Прежде чем стать шаманом, человек долго болеет, и ему кажется, что души умерших шаманов, его «утха» (предки), приходят и учат.Когда приходят эти умершие шаманы, тогда делаешься бессознательным, будто и разговариваешь с ними, как с живыми. Никто из посторонних их не видит. Иногда один приходит, иногда несколько, много, почти все умершие шаманы приходят».

(свидетельство Михаила Степанова из кн. Г.В. Ксенофонтова «Легенды и рассказы у якутов, бурят и тунгусов»).

«Сто пятьдесят лет тому назад в 4-м Харанутовском роде Кудинского ведомства жил бурят по имени Алдыр-Ареев. Он в течение пятнадцати лет хворал, с ума сходил, сдурел. В зимнее время нагишом пять верст бежал. Потом уже нашел его утха — Баруунай (из Хондогор-Шошолок). (Утха говорит ему) — «Ты чего дуришь? Нас не знаешь, ты будь шаманом, зависи от нас — утха! Согласен?» — Согласился».

(свидетельство Булагата Бухашеева из кн. Г.В. Ксенофонтова).

Как видим, в болезни значительную роль играет утха, «духи умерших шаманов». В бурятской традиции утха связано также еще и со смыслами корня, кровного права стать избранником. Если в роду у человека имеются сильные шаманы, то это это значит, что у него есть утха, поэтому духи могут предложить ему нелегкую участь избранного духами. В предложенном отрывке Утха предстает как персонифицированный феномен, который обращается к посвящаемому. В большинстве случаев Утха спрашивает о согласии-несогласии избранника с новой ролью, а также с тем, что должен делать испытуемый, чтобы благополучно пройти путь Посвящения.

Современные представления о протекании шаманской болезни в основном связаны с кошмарными сновидениями. Их глубина и реалистичность поражает. В конце 90-х гг. ХХ в. был описан следующий случай. К женщине-бурятке стало являться два духа монгольских шаманок. Видения были ужасными: женщину преследовали руки, ладони. Сон мешался с явью. Однажды, после очередного кошмара женщина проснулась, открыла глаза... И к своему ужасу увидела над собой те самые ладони, которые встречались ей лишь во сне. Только после крика ужаса и зажженного родными в комнате света видение исчезло. Трагедия женщины заключалась еще и в том, что она не знала бурятского языка. А Утха беседовал с ней именно на бурятском. Избранница просто не понимала, что хотят от нее духи предков.

Словом, шаманская болезнь представляет собой сакральный феномен, который, естественно, имеет свою мифологию. Представления о том, что мир населяют духи, от которых значительно зависит жизнь рода, восходят к тем временам, когда человек был беззащитен перед силами природы. Человек особенно пристально всматривался и вслушивался в окружающий мир, развивал те качества и органы чувств, которые давали ему сведения, позволявшие выжить. Очевидно, тогда и возникло убеждение: духи обитают рядом с человеком, однако не все люди могут видеть их. Эта способность свойственна избранным, которая появляется в процессе инициации, шаманской болезни.

«Пока человек еще не стал шаманом, его душу (амiн) берет утха (те шаманские духи, от которых шаман происходит) в «Саайтани суулгандэ» (суулга — собрание сходка) на небо и там учат. Когда учение кончат, мясо его варят, чтобы он поспел. В старину всех шаманов варили, чтобы они шаманскую грамоту знали <...>

(В это время) шаман мертвый семь суток лежал. Когда он полумертвый лежит, собираются родственники, песни поют: «Наш шаман живой будет, будет нас выручать!» Бабы не приходят, только одни мужики».

Для сибирских народов место, в котором происходит обучение, достаточно произвольно. Это может быть небо, а может быть и нижний мир. Иногда говорят о том, что от этого зависит «цвет» шамана: белый или черный. Но черный шаман — это не тот шаман, который призван вредить людям, просто он общается и прибегает к помощи духов нижнего мира. Вот фрагмент видений Спиридона Герасимова, якутского шамана:

«Когда я лежал в этом положении, стали тянуть влево за переносье железным крючком. Я приподнял голову, глаза мои по-прежнему получили способность видеть. Оказалось, что я лежу в устье Кровавой реки с течением вперед и назад... Из этой реки почерпнули воды и досыта напоили меня, затем, просверлив уши, положили в глиняную посуду... и сказали: «Ты стал знаменитым шаманом, имеющим кровавое подножье». Подбросили кусок запекшийся крови величиной с подушку и, поставив меня в нем, сказали: «Ты будь знаменитым из злых шаманов с кровавым подножьем». Эти слова я повторял, сам не зная для чего. На шею (мне) накинули петлю из веревки и повели куда-то очень далеко». (В.Н. Басилов. Избранники духов. — М.: Политиздат, 1984).

Как видим, перед нами описание шаманской болезни «злого» или «черного» шамана. Обращает на себя внимание образ Кровавой реки, которая дала избраннику имя знаменитого шамана, имеющего кровавое подножье. Русло реки ветвится, создает образ дерева. В этом смысле вода как символ Хаоса становится главным проводником шамана в Нижнем мире. Таким образом, речь идет, безусловно, о Мировом Древе, соединяющим Верхний, Средний и Нижний миры. Устье — начало реки, точка, из которого растет дерево. Поэтому Спиридон стоит у подножья дерева, которое он намерен использовать для путешествий в иные миры. В якутской традиции души еще не рожденных шаманов вскармливались в гнездах или «люльках» мирового дерева. Подобные представления были присущи, очевидно, и бурятам. В частности, в материалах Жамцарано в описании посвящения шамана упоминается о трёх птичьих гнёздах на «мать-дереве» и об одном на вершине «Отца-дерева».

Не менее важным является символика страдания. Прежде чем стать избранником духов соискателя духи варили в котле, умерщвляли... Возможно, именно степень мучений, выпавших на долю посвящаемого, определяло его будущую силу:

«Теперь мясо мы твое обрежем, сварим, чтобы ты поспел. Ты мертвый будешь лежать, (а мы твое мясо) прикладем обратно и оживешь, образуешься шаманом. Не одного тебя мясо будет вариться, (поэтому нужно тебе) свое мясо узнавать. Если прикладем чужое, то дурность выйдет!»

(свидетельство Булагата Бухашеева)

По другим источникам, у будущих шаманов духи пересчитывали кости. Если их было необходимое количество, то «соискатель» мог стать шаманом, если - не хватало, человек умирал. Считалось, хорошим признаком, если у шамана больше костей, чем у обычного человека. Это являлось признаком его силы. Поэтому буряты очень почитали шестипалых шаманов, у которых существовало биологическое отклонение. Известный ольхонский шаман Валентин Хагдаев имеет на одной руке шесть пальцев.

Так или иначе, смысл шаманской болезни - смерть обычного человека и рождение шамана. В обычных условиях такое рождение - результат призыва человека духами предков. Правда, существуют свидетельства, когда шаманами становились по другому:

«В Булагатском хошуне десять лет тому назад умер больщой черный шаман (хара буо) по имени Мылыксэн Балтаевский. Когда он шаманом делался, отдал своему утха семьдесят человек (из) своих родственников. У него своего утха не было, потому не должен был быть шаманом... Он силой залез, чужое утха взял... Через это его и наказали... семьдесят человек уложил и сделался шаманом».

(свидетельство Булагата Бухашеева)

«Бурят Мылыксэн дал своему утха из своих родственников семьдесят человек, чтобы стать шаманом. Раньше у него утха не было, а из семидесяти человек образовалось новая утха. Шаман, имеющий утха, не должен давать».

(свидетельство Буина Булагатова и Багдуя Башилханова)

Остается загадкой, как этот шаман переживал шаманскую болезнь, если не имел утха, каким образом ему удалось вступить в контакт с духами, у которых он выторговал право быть избранником. И что значит 70 человек, жизнями которых он был вынужден расплатиться? Стало ли это роком, преследовавшим его всю жизнь, или он символически принес в жертву своих родичей и лишил их защиты, или что-то еще.

Два, три или шесть лет болеет человек. Болезнь начинается чаще всего в отрочестве. Сны видит: будто к нему слетаются «сверху и снизу» души умерших шаманов и рассекают его тело. (По-якутски это звучит как юердэр.) Кровь разбрызгивают «по всем корням и источникам болезней». Будущий шаман лежит в обморочном состоянии, ничего не ест и не пьет, из всех суставов и из обоих глаз все время вытекает будто бы слизь. Это происходит лишь один раз...

Я ТОЖЕ ШАМАН, НО ДРУГОЙ

Если вы увидели во сне, что вас обступили пять человек в белом или черном, значит, вы станете шаманом.
Из якутских поверий

Шаман — самое загадочное явление на нашем Севере. Лет пять назад мне довелось познакомиться с одним непростым человеком — Афанасием Федоровым. Этот человек преподает в Якутском культпросветучилище. Больше никуда не берут.

Всю жизнь он собирал рассказы о шаманах, ездил в экспедиции, встречался со стариками... И теперь преподает якутским детям то, что знает сам и во что верит.

Что надо делать, когда весна приходит, как надо с девушкой знакомиться, не в обычном привычном смысле, а в магическом. Как привадить желанную и отпугнуть незваную... Короче, превратил стандартное советское заведение под названием «кулек» в школу магов.

Человек десять парней и столько же девушек, сев верхом на гибкие хворостины, скакали по школьному классу как заведенные минут двадцать... Афанасий Степанович пел низким горловым звуком. Потом подозвал к себе одного мальчика. Тот остановился с закрытыми глазами. Афанасий Степанович уколол его иглой. Парень ничего не почувствовал... «Иысах», — вдруг закричал Афанасий Степанович высоким бабьим голосом, и я понял: сейчас на него снизойдет дух...

А потом мы поговорили.

— Афанасий Степанович, как стать шаманом?

— Все наши предки говорят примерно одно и то же. Последний раз экспедиция, которая изучала шаманов, была в 1925 году. Когда еще были живы люди, которые непосредственно видели сильных шаманов, общались с ними. Обычно начинается с того, что человек вдруг впадает в транс и начинает истерически петь. Если его «разбудить» и спросить, что он пел, он тебя не поймет, потому что он этого не слышит и не чувствует. А в это время он говорит голосами своих предков, давно умерших шаманов. Дух умершего шамана нисходит только на своих родственников по крови.

— А что должно произойти, чтобы в тебя вселился дух?

— Во-первых, ты должен быть якутом, а во-вторых, дух может вселиться в тебя только тогда, когда ты поешь песни.

— По пьяни или как?

— Если ты поешь нетрезвый, тоже может вселиться, но тогда дух будет злой.

— А если я просто пою? Что же, меня за шамана примут?

— Пение пению рознь. Когда на тебя нисходит, ты просто голосить начинаешь... Пьяные поют не так.

— А если я дурю?

— Знаешь, столбняк симулировать невозможно. Если 12 раз подряд пропел ни с того ни с сего — значит, в тебя вселился дух. Вот так-то. Несчастен тот человек...

— Почему?

— Нет никого рядом, кто бы подсказал, что делать. Вообще дух шамана нисходит предпочтительно на потомков по женской линии. Древних шаманов наперечет. И все они известны по именам. Например, Кюстэх-Шаман — очень древний шаман, он еще ни разу не воплощался в потомках по своей женской линии. Ты не улыбайся, не улыбайся. Знаешь, почему это все слишком серьезно? Потому что у некоторых призываемых гибнут почти все его ближайшие родственники. Их убивает — а мы называем это словом «съедает» — дух предка-шамана за то, что его потомок противится призывам.

Шаманы ведь сначала тоже вполне земные люди, сомневающиеся в чуде. И когда их начинают одолевать нервные припадки, они, как и всякий нормальный человек, сопротивляются. Не хотят признавать свои голоса за реальные. Вот тогда в их роду и начинают умирать люди. И это значит, что не психическая болезнь у человека, а перерождается он. И ему надо покориться, сделать то, что велят голоса, поверить в свои галлюцинации. И чем сильнее будет шаман, тем более он нормальный человек вначале, не верит своей болезни, сопротивляется ей, как всякий обычный человек.

— Не верю...

— Не веришь — не верь... У великого шамана за каждую кость его тела в качестве выкупа должны умереть по одному человеку из его кровных родственников. За восемь трубчатых костей — восемь человек, за череп — один. Таким образом, за девять главных костей умирают девять человек. У нас и поговорка такая есть — «ес хосооно»: «сильный шаман не рождается без выкупа». С таким шаманом нельзя ссориться, не полагается противоречить ему: все, что ни попросит, нужно давать, а также исполнять все его поручения. В противном случае он может причинить любое несчастье.

— А без страданий нельзя?

— Нельзя. Страх, он тоже смысл имеет. И за человеком, который его переживает, нельзя подглядывать. Он переживает...

— Припадок?

— Это по-твоему. Вам так, в Москве, понятней. А наши старики говорили, что шамана «рубят». Когда у будущего шамана начинаются... ну не знаю, какое слово подобрать...

— Ломки?..

— Ломки? Чудное слово. ...Он уходит от людей в лес. Сдирает с березы кору, находит поляну, укромное место, стелет там свою бересту — вроде как священное место — и ложится. Ни один зверь на ту бересту не ступит и к шаману не подойдет... Если только кто из людей. Но свои, якуты, никогда не подойдут, чтоб не сглазили... Однако оставлять совсем без присмотра тоже нельзя. Будущий шаман, когда у него начинаются...

— ...ломки...

— ...берет из своих родных одного человека — либо юношу, либо девушку. Обязательно девственника. Они ухаживают за ним во время болезни. То, что они потом рассказывают, это страшно. Собственно, с их рассказов и известно, что происходит с шаманом.

Четверо или пятеро суток он лежит без чувств. Его постоянно рвет, или что-то похожее происходит... Течет белая пена изо рта. Но самое страшное — это когда из суставов начинает сочиться кровь, прямо через кожу... Все тело покрывается синими кровоподтеками. Кажется, что человек умер...

— Можно ли это сравнить со стигматами, когда у католических святых начинает течь кровь с ладоней, со лба?

— Не думаю. Не знаю. Это что-то другое. Кровь течет изо всех суставов. Самое интересное, что при этом будущий шаман находится в полном сознании, страдает, мучается, но видит совсем не то, что видят окружающие. Он не видит людей. Перед ним ходят Великие звери, полулюди, получудовища. И мир перед ним совсем другой. Он не видит ни домов, ничего, что создано другими людьми. Чаще всего это происходит под землей и на небесах.

— Вроде Алисы в стране чудес?..

— Это я так... ассоциация возникла...

— Не сбивай... Под землей есть свои дороги, много дорог, по которым должен пройти будущий шаман, и на каждом перекрестке с него срезают по куску мяса, делают это духи болезней, которые там обитают...

— А что, кроме болезней, там никто не живет?

— Видишь ли, духи возникают тогда, когда на земле происходит что-то необъяснимое. С точки зрения первобытных якутов устройство мира очень просто. Человек бегает, улыбается, а заболевает... непонятно почему... Вот тогда и рождается представление о духах. И все они связаны в первую очередь с болезнями.

— Значит, когда у шамана через кожу проступает кровь — это сила внушения?

— Это для тебя сила внушения, а для нас... для нас... он в реальном мире, только выше или ниже нашего. И того злого духа, что его мясо съел, он и победит.

— А если шаман куда-то не туда попал?

— Если шаман куда-то не попал, то он того духа никогда не победит... И болезнь, которую тот насылает, никогда не излечит. Впрочем, тот мир... тот мир не всегда равнина с дорогами, иногда это огромное дерево. Великое дерево, по которому ползет шаман. От корней к верхушке... И на каждой ветке с него также срезает по куску мяса... тот дух, который насылает болезнь. Вот так...

— Будущего шамана кто-нибудь предупреждает о том, что его ждет? Дает советы?

— Бывает, что старые опытные шаманы находят себе учеников. Однако это не обучение в обычном смысле. Никто ничему не учит. Молодого шамана только знакомят...

— ...церемония представления?

— Ну да... знакомят с его духами, которым служили его предки.

— А когда шаман камлает, что происходит?

— Ну, это очень сложно. Кажется, что шаман пляшет. На самом деле шаман путешествует. Он снова там, где его тело рассекали на части... Вместе со старым шаманом может камлать и молодой шаман... Вдвоем... Могут быть в одних и тех же местах... Тогда старый шаман знакомит молодого с тем, кому он служит. Дух его. Мать-зверь.

— Мать-зверь?

— По рассказам, у каждого шамана бывает так называемый мать-зверь (иньэ-кыыла), который имеет будто бы вид большой птицы с клювом, напоминающим железную ледоколку, с крючковатыми цепкими когтями и с хвостом длиной в три маховых сажени.

Мать-зверь приходит при рождении и воспитании души шамана, последний раз показывается только при смерти. Если мать-зверь вернулся и показался шаману, значит, тот умрет. Все шаманские мать-звери, говорят, схожи как по наружной окраске, так и по другим признакам.

— Простите, вы говорите мать-зверь в мужском роде... Он что... какого пола?

— Он мать, и он же зверь.

— Двуполый?

— Как же, однополый... Или я... Не сбивай... Мать-зверь сходит в нижнюю страну с душой (старики ее называли кутун-сюрюн), которая станет шаманом, воспитывает ее там на ветвях елового дерева. Душа большого шамана воспитывается на девятом ряду ветвей, считая снизу.

— А когда умирает шаман, что с ним происходит?

— Если шаман был знаменитый, его хоронят не в земле, а кладут на открытом воздухе в особое сооружение — называется арангас. Потом, когда арангас сгнивает и валится от времени, кости шамана в течение веков «поднимают» последовательно три раза. Собираются вместе либо три, либо шесть, либо девять шаманов. Выдалбливают новый арангас, камлают и поднимают его опять на ветви. Если кости «поднимут», обязательно должен умереть один из родственников шамана.

— А что значит «поднять» кости?

— Я уже такого обряда, чтобы девять шаманов было, не видел. Давно это было. На речке Хаастаах есть могила древнего шамана по имени Тимир-Чарапчылаах (в переводе «имеющий железный козырек над глазами»). Труп его положили в колоду, выдолбленную из лиственничного бревна. Колоду привязали на развилине ветвей большой лиственницы.

Рассказывают, что кости этого шамана в старину поднимали два раза, так как колода и дерево сгнивали и кости сваливались на землю. Когда колода свалилась, то вызывают шамана из его кровных родственников. Тот должен принести в жертву три штуки скотины определенной масти и устроить «ысыах», поднять останки шамана и переложить на другое дерево. Видевший это человек мне рассказывал (это было давно, еще в 20-х годах), как случайно повстречался по дороге с людьми, шедшими поднимать кости шамана. Они гнали одного бычка. Три травы он успел только съесть. Значит, три года ему было. Были приглашены три шамана... А один не пришел. Народ собрался вокруг места, где кости лежали... Быка закололи. Все, кто собрался, получили по куску. А если быка нет, тогда надо заколоть жеребца, но обязательно черного, с белой мордой и белыми ногами у копыт. В тот раз кости не подняли, потому что два шамана только были. А когда гроб на деревьях третий раз сгнивает и кости падают, тогда только кости шамана можно в землю хоронить. Но сейчас уже так никто не делает. Все разорили...

Дмитрий МИНЧЕНОК

В материале использованы фотографии: Владимира ДУБРОВСКОГО, проект «Люди на границах»


error: Контент защищен !!