Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию слоговой структуры слова в старшей группе для детей с ОНР (подгрупповая форма). Конспект занятия «Формирование слоговой структуры слов Конспект логопедического занятия по слоговой струк

Тема: Слоговой состав слова.

Лексическая тема: Обобщающие понятия.

Грамматическая тема: Правила переноса слов.

Цель: учить делить слова на слоги, составлять слова из слогов.

Задачи:

  1. Закрепление знания учащихся о слогообразующей роли гласных.
  2. Совершенствование слогового анализа и синтеза слов.
  3. Развитие фонематического слуха и восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза.
  4. Совершенствование навыка переноса слов.
  5. Активизация речевого опыта.
  6. Актуализация и обогащение словарного запаса учащихся.
  7. Уточнение знаний об обобщающих понятиях..
  8. Развитие связной речи.
  9. Совершенствование грамматического строя речи.
  10. Развитие слухоречевого внимания и памяти.
  11. Развитие мелкой моторики.
  12. Развитие самоконтроля.
  13. Воспитание умения слушать друг друга, работать в коллективе.

Оборудование: мяч, смарт-доска, рабочие тетради, карточки с заданиями.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети здороваются, готовятся к занятию.

II. Вводная часть.

Активизация внимания и закрепление правильной артикуляции гласных.
- Игра с мячом. Сосчитайте количество гласных в словах и столько раз произнесите определенный гласный звук с правильной артикуляцией: А - куропатка (А произносят 4 раза), О - страус, Ы - соловей, Э - трясогузка, У - ласточка, И - снегирь.

Как эти слова можно назвать одним словом? (птицы)

III. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

Посмотрите на доску и соберите название картинки там изображенной (иг-ки-руш).
- Как называются части, из которых вы собирали слово? (слоги).
- Тема нашего занятия слоги.
- Запишите число и тему в тетрадь.

2. Принцип образования слогов.

Что такое слог? (часть слова)
- Что должно быть в каждом слоге обязательно? (гласный).
- Как сосчитать количество слогов в слове? (сколько гласных, столько и слогов)

3.1. Активизация слухового внимания.

Я буду произносить слоги и не слоги, запишите в тетрадь только слоги.
- Пи, рт, не, стр, зк, ав, вл, пр, у, клм, чн, сш, ко, лчт, иг.
- Назовите, что выписали, почему это слоги?

3.2. Активизация словарного запаса.

Придумайте и запишите на доске названия игрушек, начинающихся на эти слоги.
-Пи - пирамида, сколько в слове гласных (4), значит, сколько слогов (4). Разделить.
-Дети по одному выходят к доске, записывают слово и делят на слоги.

4. Работа над слоговым анализом, активизация словарного запаса.

Придумать и записать под домиками слова на определенную тему и с определенным количеством слогов (окошки в домиках - количество слогов). Разделить слова на слоги.
Задания на карточках (3 варианта карточек):

1) Строительные инструменты.

3) Музыкальные инструменты.

Дети выполняют задание на карточках. Проверка.

5. Работа над слоговым анализом и синтезом.

На доске рассыпались слоги. Необходимо из данных слогов составить 2 слова на определенную тему.
- Дети по одному выходят к доске, составляют слова и устно произносят их по слогам. После составления слов, появляются картинки незнакомых названий.

1) Обувь: босоножки, валенки.
2) Головной убор: бескозырка, косынка.
3) Верхняя одежда: ветровка, тулуп.
4) Брюки: шаровары, рейтузы.

6.1. Отработка грамматического понятия, развитие внимания.

Как правильно переносить слова? (по слогам).
- Чего нельзя делать при переносе слов? (оставлять или переносить одну букву).
- Сделайте в тетради два столбика + и -. У вас на карточках есть слова, напишите их по столбикам: «+» - можно разделить и показать место переноса, «-« - нельзя перенести.
- 2 вида карточек.

1) слон, заяц, ёжик, лев, медведь, енот, волк.
2) шмель, паук, пчела, оса, вши, усач, блоха.

Как одним понятием назвать ваши слова? (дикие животные, насекомые).
- Поменяйтесь тетрадью с соседом и проверьте его слова.

6.2. Работа над связной речью.

Вытащите по 2 слова из нашего задания, придумайте одно предложение. Запишите его в тетрадь и все слова разделите на слоги.
Дети выполняют задание в тетради. Проверка.

IV. Подведение итогов занятия.

Игра с мячом «Быстрый ответ».
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Что такое слог?
- Что обязательно должно быть в слоге?
- Как сосчитать количество слогов?
- Как правильно переносить слова?
Дети отвечают на вопросы.
- Какие задания понравились больше? Что было сложно и почему?
Учащиеся делятся впечатлениями.

V. Оценка работы учащихся.

VI. Организация окончания занятия.


Строительный инструмент.

Музыкальный инструмент.


слон заяц ёжик лев медведь енот волк шмель паук пчела оса вши усач блоха

Кривошеева И.В.

учитель-логопед МБДОУ №1

г.Курганинска Краснодарского Края

Тема: «Формирование слоговой структуры слов в игре»

Цель:

1) Закрепить умение правильно произносить звук «р» в открытых слогах;

2) Учить произносить звук «р» в словах с открытыми слогами;

3) Продолжать формировать слоговую структуру 3-х сложных слов с закрытым слогом;

4) Продолжать учить делать звуковой анализ односложных слов;

5) Закрепить умение делить слова на слоги (2-3 слога);

6)Закрепить умение согласовывать существительные с числительными;

7) Развивать психпроцессы (память, внимание, лог. мышление).

Ход занятия:

1). Артгимнастика:

«Почистим верхние зубки», «Качели», «Грибок», «Лошадки».

2). Введение в тему .

Игра «4 лишний» (на слух). Назови лишнее слово: Маша, Оля, Люда, Рома.

Рубашка , плащ, пальто, шуба.

Велосипед, ракета , автомобиль, мотоцикл.

Баклажан, вишня, рыба , кабачок.

Л – д: Итак, лишние слова – Рома, рубашка, ракета, рыба . Какой одинаковый звук есть во всех этих словах? (р). Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить этот звук

3) . Игра «Произнеси слоги» . Ребёнок произносит 3 слога, а логопед говорит слово и показывает картинку.

Ра – ра – ра – рак (ракета, рама, радуга, ранец)

Ро – ро – ро – рот (роза, робот, перо, ведро)

Ру – ру – ру – руки (рубашка, рубанок, парус, кенгуру)

Ры – ры – ры – рыба (рысь, горы, куры, комары)

4). Игра «Эхо» . Я назову слог, а ты повтори его несколько раз всё тише и тише. (ра-ра-ра…)

5). Произнесение слогов с изменением ритмического рисунка (изменение ударения).

Ра-ра-ра, ра-ра-ра, ра-ра-ра. Ру-ру-ру, ру-ру-ру, ру-ру-ру.

Ро-ро-ро, ро-ро-ро, ро-ро-ро. Ры-ры-ры, ры-ры-ры, ры-ры-ры.

6). Договаривание предложений с опорой на картинки .

«На снегу сидит большая, серая …. (картинка вороны).»

«Пете купили новый … (барабан)»

«У мамы новое, зелёное …(ведро)».

«На голове у короля была золотая … (корона)».

7). Послушай слова (можно показать картинки): кукуруза, ромашка, корыто, топор, носорог, корова.

– Что здесь может само двигаться? Что не может?

– Какие из слов относятся к животным? Какие к растениям?

8) Физминутка . Игра с мячом «Скажи ласково». (слоговая структура)

Ветер – (ветерок) сахар – (сахарок) вечер – (вечерок)

Ручей – (ручеёк) катер – (катерок) веер – (веерок)

Город – (городок) пирог – (пирожок)

9). Работа с карточками.

– Разложи карточки в столбик.

– Назови слова в верхнем ряду слева направо;

– Назови слова в нижнем ряду справа налево;

– Выбери любые 2 карточки, запомни слова и назови их;

– Найди слова с тремя слогами (частями), которые можно отхлопать 3 раза.

– Найди предметы к которым подходит слово «мой».

10). Звуковой анализ слов: рак, рот (картинки и схема).

11). Игра «1,2,3,4,5». Согласование существительных с числительными. (воробей, пирамида, баран)

12). Игры на формирование слоговой структуры слов.

«Подумай и ответь» – « Чем рубят дрова?» – (топором.)

«Где растёт куст?» -(за забором)

«С чем пьют чай?» – (с сахаром)

«За чем ухаживает моряк?» – (за катером)

«Чем доволен музыкант?» – (гитарой)

«Чем бабушка угостила Нату?» – (кефиром)

«Чем дети угостили маму?» – (горохом)

«Чем мама обмахивается, когда ей жарко?» – (веером)

Игра «Слоговое лото».

13). Развитие мелкой моторики. «Сложи ракету»

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Конспект индивидуального логопедического занятия

по формированию слоговой структуры слова для детей 4-5 лет.

Тема: Сказка «Репка»

Цель: Формирование слоговой структуры слова.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Формирование умения составлять простое распространенное предложение;
  • Расширение, уточнение и активизация словаря;
  • Отвечать на вопросы одним словом;
  • Закрепление умения договаривать предложение;
  • Закрепление правильного произнесения гласных звуков «Э», «У», и звуковых рядов со звуком «М».

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Активизация речевой деятельности.
  • Развитие внимания, мышления, зрительной и слуховой памяти, фонематического слуха.
  • Формирование плавного длительного выдоха.
  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формирование положительной установки на занятие.

Оборудование : Мягкая игрушка «Кошка - Мурка», картинки с персонажами сказки «Репка»; коробочка с фасолью; бабочки из бумаги; мешочек с картинками: «Мишка», «Самолет», «Дом», «Шар», «Мяч», «Лук», «Кот», дорожка со следами кошки.

Ход занятия

Вводная часть.

Логопед: Здравствуй! Посмотри, кто к нам сегодня пришел на занятие? Это кошка – Мурка. Поздоровайся с Муркой.

Ребенок здоровается.

Логопед : Мурка нам что-то принесла.

Коробочка с фасолью, а в ней спрятаны картинки с героями сказки «Репка».

Логопед : Посмотри, какие картинки спрятались в фасоли?

Ребенок достает из коробочки с фасолью картинки и выкладывает их на столе (дед, бабка, внучка-Маша, Жучка, кошка, мышка, репка).

Логопед : Кто это?

Ребенок: Дед, баба и т.д.

Логопед: Из какой сказки все персонажи? Какая это сказка?

Ребенок : Репка.

II. Основная часть.

Логопед: Мурка очень любит эту сказку и просит помочь ее рассказать. Поможешь?

Ребенок : Да!

Логопед: Посадил дед…Что?

Ребенок : Репку.

Логопед: Выросла репка какая?

Ребенок : Большая пребольшая (показывает).

Логопед: Стал дед репу…Что делать?

Ребенок: Тянуть (показывает).

Логопед : Тянет-потянет – тянет-потянет, а вытянуть ….Что?

Ребенок : Не может.

Логопед: Позвал дед кого?

Ребенок: Бабку (показывает).

Логопед : Кто посадил репку?

Ребенок: Дед.

Логопед : Кто помогал деду тянуть репку?

Ребенок : Бабка, Маша, собака-Жучка, кошка, мышка.

Логопед : Молодец, Мурке понравилось, как ты помогал рассказывать сказку.

Дыхательная гимнастика «Бабочка»

Вырезанные из бумаги бабочки лежат на столе.

Логопед : Посмотри кто это? Сколько бабочек! Давай подуем на бабочек так, чтобы они полетели (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Ребенок сдувает по очереди бабочек.

Логопед : Молодец, все бабочки разлетелись.

Физкультминутка «Волшебный мешочек»

Логопед : Мурка нам еще что-то принесла, волшебный мешочек с картинками. Смотри, что это?

Ребенок: Самолет.

Логопед : Самолет летит, самолет гудит. Как гудит самолет? Повтори и покажи.

Ребенок : «У-У-У» (показывает).

Логопед: Кто это?

Ребенок: Мишка.

Логопед: Мишка идет и поет песенку: «Э-Э-Э». Повтори и покажи.

Ребенок : «Э-Э-Э» (показывает).

Логопед : Как мишка громко поет?

Ребенок : «Э-Э-Э» (показывает).

Логопед : Как мишка тихо поет?

Ребенок : «Э-Э-Э» (показывает).

Дидактическая игра «Слоговая дорожка».

Логопед : А теперь давай «походим» с Муркой пальчиками по волшебной дорожке (На столе лежит дорожка со следами кошки).

Логопед: Наступай на следы и произноси: «МА-МА-МА».

Ребенок : «МА-МА-МА (идет пальчиками по дорожке).
Так же идет со слогами «МО», «МУ», «МЫ».

Дидактическая игра «Посмотри и найди картинку»

Логопед : У Мурки в волшебном мешочке еще что-то лежит. Достань.

Ребенок достает и выкладывает на столе картинки: дом, шар, мяч, лук, кот. Логопед называет картинки. Затем предлагает показать где: дом, шар, мяч, лук, кот. Ребенок показывает.

Логопед : (показывает по очереди картинки) «Что это?».

Ребенок : дом, мяч…

III. Заключительная часть.

Логопед: Кто к нам сегодня приходил в гости?

Ребенок: Мурка.

Логопед : Какую сказку мы рассказали Мурку?

Ребенок : Репка.

Логопед: Мурке очень понравилась наша сказка. Какие картинки Мурка нам еще приносила (показ).

Ребенок : «Мишка», «Самолет».

Логопед: Молодец! Ты хорошо сегодня позанимался. Мурка дарит тебе картинки с изображением героев сказки «Репка». Дома обязательно расскажи эту сказку маме и папе.


Аннотация. Материал адресован логопедам. Вниманию логопедов предлагается конспект итогового занятия по формированию слоговой структуры слова.

Программное содержание:

  • закрепить умение детей делить слова на слоги.
  • упражнять в преобразовании слогов.
  • упражнять в подборе слогов к схемам.
  • упражнять в подборе слов к схемам.
  • учить подбирать слова-родственники к существительному «Лес».
  • учить составлять слова из букв.
  • упражнять в составлении новых слов из букв данного слова «Фотография».
  • развивать мышление при разгадывании ребусов.
  • воспитывать умение выслушивать ответы других детей.

Ход занятия

1. Оргмомент:

«Сядет тот, кто скажет слог наоборот»

са-ас по-оп хо-ох аф-фа
ин-ни ту-ут зу-уз цу-уц
ка-ак бы-ыб га-аг мо-ом

2. Знакомство с темой:

«Однажды сказочный герой отправился в лесную школу.А как его зовут, вы сейчас отгадаете. Слово зашифровано, его надо отгадать по опорным цифрам».

35167248
занйкена

а) Чтобы ему зайти в лес, надо подобрать слова-родственники к слову «Лес»
(лесок, лесник, перелесок,лесополоса).Подберите слова-родственники,используя ребусы.

Зашёл Незнайка в лес, долго ли шёл, коротко ли, вдруг, видит перед ним ЧАСТОКОЛ.

Что такое частокол? (забор, у которого колья находятся часто друг к другу)

Чтобы Незнайке пройти во внутрь, надо разделить слово»частокол» на слоги.

Давайте ему поможем!

б) Прошёл Незнайка и увидел лесную школу. Учительницей там была мудрая сова. Она раздала зверятам картинки, их надо расселить по пароходам. Сколько иллюминаторов — столько и слогов должно быть в названии картинок. Давайте и мы попробуем разложить картинки.

в) Затем сова предложила зверятам определить подходит ли их схема к словам, которые она им будет называть. Давайте и мы попробуем. Я буду называть слова, а вы будете выходить к доске, если слово подходит к вашей схеме.

ААА (ПАНАМА), ОА (ВОБЛА), АОА (ШАПОЧКА)

А теперь давайте выложим слоги к схемам.

Схемы:СГ (ма, но, зу), ГС (эр, ит, ош), ССГ (хва, фты,ску), СГС (мит, шар, док)

Физкультминутка.

Сова предложила поиграть.

Вы будете приседать, когда услышите слова, в которых есть рядом звуки «ШК»

(кошка, маска, лягушка, вышка, записка, картошка)

Теперь нодо топать, если услышишь слова, в которых есть рядом звуки:»ТР»

(крот, кровать, ситро, тройка, тетрадь, красный, ватрушка, торт, метр)

г) Работа над ударением.

Пока все играли:

В лес пришёл волшебник злой.
Он ужасный и большой.
Он руками замахал,
Ударенье заколдовал.

И что же произошло? Было слово кружки, а стало кружки.Вся вода расплескалась, всех обрызголо. Было слово потопаю, а стало потопаю. Все звери чуть не утонули. Было слово стрелки, стало стрелки, которые направили ружья на зверей. Звери пе-реполошились, стали умолять волшебника вернуть ударение на место. Волшебник согласился, если звери помогут ему вернуться за гору. А для этого надо определить, какое слово было задумано из следующих слогов:ТА — ВО — РО (ворота)

Расступись гора, а за ней ворота! И волшебник ушёл.

д) Все обрадовались и решили собирать из букв слова(а-р-к, и-р-м, а-ш-р).

Затем сова предложила из букв слова «Фотография» составить новые слова.

(фото, гора, рот, граф, тигр, игра, тир, рога, рота, гиря)

3. Итог занятия:

«Молодцы! Все справились с разными заданиями. А какое задание больше всего понравилось выполнять?»

Реброва Е.В.,
учитель-логопед

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова
Разработала: учитель-логопед Бенгардт Оксана Александровна
МБДОУ «Д/С «АЛЁНКА» город Абакан Республика Хакасия

Цель: формирование в речи ребенка слов слоговой структуры 12-го типа.

Задачи:
Образовательные:
– учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа при образовании имен существительных единственного числа родительного падежа;
– учить образовывать имена сущ. единственного числа родительного падежа.

Коррекционные:
– расширять и активизировать словарный запас;
– развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
– развивать мимическую мускулатуру.

Развивающие:
– развивать память, воображение, внимание, мышление.

Воспитательные:
– воспитывать у ребенка самоконтроль за речью.

Оборудование: мультимедийная установка (презентация), картинки для упражнений артикуляционной гимнастики, картинка с изображением фокусника.

Организационный момент:
– Как настроение?
– Хорошее!
– Когда у меня хорошее настроение, я улыбаюсь! А ты?
– Я тоже!
– Покажи, пожалуйста, свою красивую улыбку.
– У тебя очень красивая улыбка и настроение теперь на весь день будет таким же замечательным! Правда?
–Правда!
Основная часть:
–Вот мы и сделали первое упражнение из комплекса зарядки для губ и язычка. А теперь сделаем «Трубочку». Молодец!
(Далее выполняется набор упражнений из комплекса артикуляционной гимнастики)
– Ну вот! Какой ты молодец!
– А теперь пришла пора поиграть с пальчиками. Хочешь?
–Да!
Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота»:

– На поляне дом стоит,
(Пальцы обеих рук делают "крышу")
– Ну, а к дому путь закрыт.
(Руки повернуты ладонями к груди,
средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота").
– Мы ворота открываем,
(Ладони разворачиваются)
– В этот домик приглашаем.
– Молодец! Замечательно получилось. А знаешь, кто в наш домик пришел в гости?
– Нет!
– Это фокусник. Он покажет тебе свой фокус и тебя научит. Ты тоже если захочешь, сможешь попробовать. (Логопед показывает картинку фокусника)
Упражнение «Чего не стало?»
Ход игрового упражнения.
Логопед, называет предмет с анимацией исчезновения на слайде, и спрашивает:
– Чего (кого) не стало?
Ребенок отвечает:
– Клубка. (Слайд №3)
– Крючка. (Слайд №4)
– Платка. (Слайд №5)
– Шнурка. (Слайд №6)
– Звонка. (Слайд №7)
– Гвоздя. (Слайд №8)

– Пловца. (Слайд №9)
– Кружка. (Слайд №10)
– Флажка. (Слайд №11)
– Шланга. (Слайд №12)
– Замечательно у тебя получается! Ты настоящий фокусник!
Динамическая пауза:
Мы захлопали в ладоши -
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали -
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударим –
Тише, тише, тише.
Наши ручки, поднимайтесь –
Выше, выше, выше.
Наши ножки закружились, закружились,
И остановились.
Подтянитесь на носочках столько раз,
Сколько пальцев на руке у вас!
1,2,3,4,5 – топаем ногами.
1,2,3,4,5 – хлопаем руками.

Итог занятия:
– Что тебе сегодня понравилось?
– Быть фокусником!
– Ты очень хорошо справился с ролью фокусника! И очень хорошо говорил все слова !



error: Контент защищен !!