Наглядные пособия при изучении звуков. Использование наглядно-дидактического пособия для автоматизации звуков и развития звукового анализа слова «Звуковые бусы

Название:
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Презентации, Старший дошкольный возраст

Должность: учитель — логопед
Место работы: МДОУ «Детский сад № 228»
Месторасположение: г. Ярославль

Презентация на тему
«Использование занимательного наглядного материала на занятиях по подготовке к обучению грамоте для детей с ОВЗ в ДОУ»

Опыт показывает, что очень трудно бывает удержать внимание детей с нарушениями речи, пробудить у них интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях.

Необходимо так построить обучающий процесс, чтобы на уровне эмоционального сознания способствовать появлению у детей с нарушениями речи элементарного познавательного интереса к родному языку как учебному предмету, а в дальнейшем и ко всему процессу обучения. Одновременно с этим удастся активизировать их память, внимание, фонематическое восприятие и ряд других высших психических процессов и функций.

Достигнуть же этих целей можно путем использования игровых приемов, занимательного материала, который усложняется на разных этапах обучения.

Выбор наглядных пособий обусловливается целями, содержанием, этапом занятия.

При подборе наглядных пособий, дидактических игр я учитывала следующее:

— Наглядность должна опираться на программный материал;

— Игровой материал должен вовлекать в коррекционный процесс самые сохранные анализаторы (зрительный и тактильный) в первую очередь;

— Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия работы с материалом должны быть ясны и понятны детям;

— Используемое пособие должно обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс;

— Эти пособия должны быть внешне привлекательными.

Подобранный мною занимательный материал систематизирован в зависимости от периода и целей обучения и разделен на несколько блоков.

Слайд 1

Подготовительный этап.

I. Занимательный наглядный материал на уровне обучения навыкам звукового анализа и синтеза.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка. Обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.

1. «Зрительные символы гласных и согласных звуков» предложены Т.А. Ткаченко). Каждый гласный звук обозначается геометрической формой красного цвета, похожей на положение губ при артикуляции соответствующего звука (звук «у» - маленький кружок, «а» - большой круг). Слайд 2

Согласный звук обозначается изображением предмета или явления, способного издавать соответствующий звук, и фишкой синего цвета (звук «в» - ветер воет).

Слайд 3

Использование данного наглядного материала целесообразно на всех этапах работы по изучению звуков речи. Это и изолированное произношение звуков, и составление звуковых схем и слогов, и определение позиции того или иного звука в слове, и подбор картинок к «зашифрованным» словам.

Слайд 4

2. Звуковые линейки. Служат для определения позиции звука в слове (начало, середина, конец). Могут быть разнообразны и даже соответствовать лексической теме: голова- начало слова, туловище - середина, хвост - конец слова.

Слайд 5

Это пособие представляет собой полоску картона с «кармашком» впереди, на котором написан числовой ряд. Количество цифр может варьироваться в зависимости от возраста детей (для старших дошкольников достаточно цифр от 1 до 5(6), для детей младшего школьного возраста можно использовать ряд от 1 до 9). К звуковой линейке прилагается конверт, в котором находятся «фишки» — небольшие прямоугольники из цветного картона (красного, синего и зелёного цвета) для обозначения гласных, твёрдых и мягких согласных звуков.

Звуковая линейка позволяет выполнять различные упражнения: — Составление звуковой схемы слова. — Преобразование схемы (добавление или замена цветных фишек). — Установление соотношения между звуками и буквами (в случаях, когда буквы обозначают 2 звука). Той же цели служат пособия «Лодка», «Домик», «Самолет», «Будильник», «Ромашка», «Солнышко», «Снеговик» (с помощью них можно определить, имеется ли определенный звук в слове и где он находится).

Слайд 6

3. Схема анализа артикуляции звуков позволяет дать характеристику любому гласному или согласному звуку. С помощью понятных ребенку условных обозначений он определяет участие в образование звука губ и зубов, положение языка, анализирует воздушную струю (она м.б. теплая или холодная), а также участие голоса (дрожит или нет горлышко).

Слайд 6

Малыш обучается самостоятельно анализировать звук, может определить гласный это или согласный, глухой или звонкий.

4. Согласные твердые звуки обозначаем синим, согласные мягкие – зелёным и/или заселяем в соответствующие домики или вагончики. Варианты могут быть самыми разными.

Слайд 7

Слайд 8

Также «Паровозик» и многоэтажные домики могут использоваться в разделе слогоделения. На первом этаже или в первом вагоне «поедет» слово из 1 слога и т.д.

Звонкость – глухость согласного на схеме обозначается соответственно колокольчиком, пчелкой или божьей коровкой.

Слайд 9

II. Занимательный наглядный материал на уровне обучения слогоделения.

С введением понятия «слог», ребенок знакомится со слогообразующей ролью гласных. Обучается составлению слоговых схем, в которые вводятся гласные звуки или буквы.

Слайд 10

Слоговые схемы позволяют ощутить ритмический рисунок слова, который можно простучать, прохлопать, прошагать. Точное восприятие и четкая артикуляция гласных звуков обеспечивают правильную передачу слогового образа слова, а также предупреждают замещение и перестановку слогов в слове. На этом этапе можно воспользоваться ручными позами, соответствующими гласным звукам.

Слайд 11

Такие приемы, направленные на совместную деятельность слухового и кинестетического анализаторов, очень эффективны.

Среди игр, опирающихся на зрительный анализатор, популярна игра «Паровозик», в которой дети делят слова на слоги и раскладывают картинки по вагончикам. В вагончик с одним окошком собираются картинки, названия которых состоят из одного слога, в вагончик с двумя окошками – карточки — из двух слогов и т. д. Также детям предлагается подобрать схемы к словам, учитывая ударный слог. Той же цели может служить пособие «Домик» с тремя этажами: на первом этаже «селятся» картинки, чьи названия состоят из одного слога, на втором — из двух слогов, на третьем — из трех. Аналогично проводится работа с пособием «Снеговик», где вместо трех этажей – три кома снега. И т.д.

Этап обучения чтению.

  1. Занимательный наглядный материал на уровне обучения знанию букв.

При знакомстве с графическим обозначением изучаемого звука необходимо связать его фонематический образ со зрительным. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать: главное отличие звука от буквы — это то, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем и читаем.

Игры на данном этапе позволяют детям быстрее усвоить графические изображения букв и предотвратить возможность дисграфии, с которой сталкивается большинство детей в школах.

1. «Учим буквы в стихах» (по материалам книги В. В, Волиной «Занимательное азбуковедение»). Предлагаются графические изображения букв, обыгранные в стихах и представленные через простейшие ассоциации: зрительные, слуховые, тактильные и т. д. Например, буква «п» изображается в виде футбольных ворот. К ней прилагается стихотворение: «На хоккее, на футболе буква П – ворота в поле».

2. «Пальчиковый алфавит» — моделирование букв пальцами.

Слайд 12, 13

3. Моделирование букв из шнурков или счетных палочек. (Лучше под стихотворное сопровождение).

4. Игра «Сложи букву» предлагает сконструировать любую печатную букву из двух элементов (наподобие пазлов), перед этим можно предложить детям угадать букву по ее одному элементу.

5. Игра «Умные ручки» — вариация игры «Волшебный мешочек» — предлагает на ощупь узнать букву в тряпочном мешочке.

Слайд 14

6. Игра «Умные глазки». Это может быть алфавит с зашумлением. Или буквы с недостающими или скрытыми элементами. Графические изображения букв может накладываются друг на друга с совпадением общих элементов или без совпадения.

7. В игре «Найди буквы» можно использовать сложную геометрическую фигуру, в которой ребенок должен найти определенные буквы.

Слайд — 15

9. Рисование символов и букв на песке, крупе, на спине.

Слайд 16

Слайд 17

Наконец, на любом этапе обучения грамоте можно использовать графические схемы предложения, где само предложение обозначается зеленой «тропинкой», слова — домиками, первое слово в предложении — домиком с трубой, слоги — вазочками, звуки- цветочками разного цвета (красные, синие, зеленые). Звонкость и глухость согласных звуков изображается с помощью «пчелок» или «божьих коровок» соответственно. С помощью графических схем можно научить дошкольников проводить полный анализ предложений, слов, слогов вплоть до звуков.

Слайд 17

Игра для ребенка — это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, способствует сенсорному и умственному развитию (зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности.

К. Д. Ушинский считал, что развитие речи может осуществляться только в деятельности, только в упражнениях, которые должны быть по возможности самостоятельными, систематическими, логическими, устными и письменными, причем устные должны предшествовать письменным.

В последнее время значительно возросло количество детей с нарушениями речи. В связи с нехваткой мест в специализированных группах компенсирующего назначения, все больше детей с серьезными речевыми нарушениями зачисляются на занятия в дошкольный логопедический пункт. Практика показывает, что из 100 % детей, единовременно занимающихся с логопедом, а это 24-25 человек, 50-60 % дошкольников имеют диагноз стертая дизартрия, от 20 до 30 % тяжелые формы дизартрии (спастическая, псевдобульбарная, гиперкинетическая) и лишь 10-15 % детей зачисляются на логопункт с диагнозом дислалия.

В условиях логопункта в первую очередь помощь оказывается детям подготовительной группы, так как до школы необходимо успеть не только поставить звуки, но и ввести их в речь. Осложняется работа тем, что у большинства детей нарушены сразу несколько групп звуков: свистящие, шипящие и соноры. Преобладает межзубное, губно-зубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков, а также отсутствие или горловое произношение соноров. В связи с этим основной задачей в работе логопеда дошкольного логопедического пункта является провести в короткие сроки коррекцию звукопроизношения у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых наглядных пособий при автоматизации звуков у дошкольников

В последнее время значительно возросло количество детей с нарушениями речи. В связи с нехваткой мест в специализированных группах компенсирующего назначения, все больше детей с серьезными речевыми нарушениями зачисляются на занятия в дошкольный логопедический пункт. Практика показывает, что из 100 % детей, единовременно занимающихся с логопедом, а это 24-25 человек, 50-60 % дошкольников имеют диагноз стертая дизартрия, от 20 до 30 % тяжелые формы дизартрии (спастическая, псевдобульбарная, гиперкинетическая) и лишь 10-15 % детей зачисляются на логопункт с диагнозом дислалия.

В условиях логопункта в первую очередь помощь оказывается детям подготовительной группы, так как до школы необходимо успеть не только поставить звуки, но и ввести их в речь. Осложняется работа тем, что у большинства детей нарушены сразу несколько групп звуков: свистящие, шипящие и соноры. Преобладает межзубное, губно-зубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков, а также отсутствие или горловое произношение соноров. В связи с этим основной задачей в работе логопеда дошкольного логопедического пункта является провести в короткие сроки коррекцию звукопроизношения у дошкольников.

Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения проводится в определенной последовательности и включает в себя следующие этапы (Фомичева М. В.):

Подготовительный

Постановка звука

Автоматизация звука

Дифференциация звука

На подготовительном этапе идет подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.

На этапе постановки звука основной целью является добиться правильного звучания изолированного звука.

К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук. Содержание работы составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения (чистоговорки, стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.

Как правило, на логопункте, с каждым ребенком проводится 2 занятия в неделю по 15-20 минут индивидуально и в подгруппе. Этапу автоматизации звука, уделяется особое внимание, так как и родителям и воспитателям бывает трудно услышать, проконтролировать и отработать автоматизируемый звук у ребенка.
При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Приходиться многократно повторять один и тот же речевой материал, что естественно утомляет ребенка.

Логопеду необходимо спланировать коррекционную работу с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения и конечно игры. Учитывая повышенную утомляемость, отвлекаемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятий менять виды наглядной деятельности.
А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.

О значении игры в процессе обучения детей говорили многие выдающиеся психологи и педагоги: А.С Макаренко, Л.С. Выготский,

Е.А. Аркин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева.

К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой.

Использование игровых наглядных пособий на логопедических занятиях позволяет решить сразу несколько задач:

Побудить в ребенке стремление к правильному произношению звуков;

Повысить работоспособность детей;

Активизировать психические процессы: концентрацию внимания, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление;

Вызвать позитивное отношение к процессу обучения и повысить эмоциональный комфорт на занятиях;

Быстрее добиваться положительных результатов в исправлении недостатков звукопроизношения;

Игровые наглядные пособия могут использоваться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, с детьми разного возраста и диагноза на определенном этапе постановки звуков.

В закреплении изолированного произношения звуков , а особенно таких как С, З, Ш, Ж, Л, Р способствуют следующие игровые пособия:

«Звуковые дорожки» - на одном вдохе ребенок тянет автоматизируемый звук и одновременно ведет пальчиком по дорожке (СССС….). Это может быть движение самолета, машины, птички, бабочки и т. д.

«Листопад», «Качели», «Сушим белье», «Веселые мышата», «Ракета», «Веселая рыбка», «Ну, погоди!», «Космос», «Осенний лес» и другие.

Основной целью этих игр является: на одном вдохе длительно произнести заданный звук и сдуть движущуюся часть картинки, предмета.

Использование данных игровых пособий позволяет не только отрабатывать изолированное произношение звуков, но и развивать речевое дыхание, зрительное восприятие, мелкую моторику.

При автоматизации звука в слогах соединяется закрепляемый согласный с гласными А, О, У, Ы сначала в прямые слоги (РА, РО, РУ, РЫ), затем в обратные (АР, ОР, УР, ЫР).

В большинстве случаев это утомительное и не интересное задание для ребенка превращается в увлекательную игру благодаря игровым пособиям:

«Догонялки», «Чьи следы?», «Собери букет», «Ступеньки», «Веселые пузыри», «Чудесная лесенка», «Помоги индейцу», «Давай дружить» и другие. Детям предлагается «шагать» пальчиками по следам, ступенькам, пузырям, стрелочкам, лужам и одновременно проговаривать нужные слоги.

Заинтересованный ребенок, в стремлении, кому-то помочь или кого-то догнать старается выполнить задание правильно и быстро.

Автоматизация звука в словах требует более длительной систематической тренировки. Игровой материал должен быть подобран так, чтобы автоматизируемый звук отрабатывался в начале, середине и конце слов. На каждом занятии ребенку приходиться проговаривать большое количество слов, поэтому целесообразным и эффективным решением в данной ситуации, является использование следующих игровых наглядных пособий:

«Укрась елочку», «Поезд», «Кто, где живет?», «Магазин», «Волшебный цветок», «Собери цветок», «Осенний букет», «Логопедическое лото», «Веселая рыбалка», «Собери бусы» и другие.

В описанных выше играх дети украшают новогоднюю елочку, совершают покупки в магазине, ловят рыбку, собирают лепесточки в цветок, расселяют животных в домики, а также проговаривают слова с заданным звуком, активизируют словарь и развивают фонематический слух.

Необходимо отметить, что при подборе картинок детям предлагаются знакомые слова, сначала с простой структурой (шуба, жук), затем – более сложной: шапка, желтый. Надо также следить, чтобы в составе слова не было звуков, которые ребенок произносит неправильно.

Автоматизация звука во фразах и предложениях, проводится уже на знакомых, отработанных ребенком словах.

Желательно также, чтобы в каждом слове, входящем в предложение или стихотворение, был автоматизируемый звук.

На данном этапе используются различные игровые пособия с усложнением речевого материала: «Логопедические лото», «Скороговорки в картинках»,

«Рррычащий рассказ», «Связанные одной цепью», «Найди ошибки», «Зоопарк», «Лабиринт» и другие.

В процессе игр дети овладевают умениями придумывать предложения с заданными словами, находить в них нужные звуки, работают над структурой слова, учатся правильно употреблять и контролировать звуки в собственной речи.

Использование игровых наглядных пособий при автоматизации звуков у дошкольников в условиях логопедического пункта дает положительный эффект:

1. У детей повысился интерес к логопедическим занятиям.

2. Появилось стремление к исправлению и правильному произношению звуков.

3. Сократились сроки автоматизации звуков в речи.

4. Повысился эмоциональный комфорт на занятиях.

5. Увеличилась работоспособность детей.

Таким образом, в процессе проведенной работы были решены все поставленные задачи, разработаны авторские пособия и материалы

по автоматизации звуков в речи у дошкольников.

Список использованной литературы:

1. Фомичева М. В. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989.- 239 с.

2. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.

3.Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. – М.: ООО «Издательство АСТ», СПб.: «Дельта», 1997. – 464 с.

4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1996.

5. Лазаренко О. И. Логопедический альбом для автоматизации произношения звука Р. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 16.с.


Дидактическое пособие для старших дошкольников своими руками

Дидактическое пособие на развитие фонетико-фонематических представлений «Домик для звуков»


учитель-логопед МДОУ детский сад "Родничок" пгт Свеча Кировской области
Описание: Пособие на развитие фонетико-фонематических представлений предназначено для занятий с детьми 5-7 лет. Игра может использоваться как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях.
Использование наглядности при формировании и коррекции фонематического анализа способствует более прочному усвоению материала. Опираясь на звуковые символы, дети учатся осознавать звук как единицу речи на наглядно-действенной основе. Схема характеристики звука помогает детям усвоить термин «звук». В ходе занятий дети научатся давать характеристику любому звуку. У детей развивается способность слышать себя и ощущать движения органов артикуляции. Таким образом, формируются устойчивые ассоциативные связи между акустическим образом звука, его артикуляционным укладом и термином.
Цель: Развитие умения составлять характеристику звука с опорой на схему.
Материал:
1. Набор специальных символов для обозначения гласных и согласных звуков (пособие Т.А. Ткаченко)


2. Набор картинок с символами звуков речи (пособие З.Е. Агранович)


3. Звуковой домик.
Способ изготовления.
На листе формата А4 рисуем справа дом, слева 5 кругов и ламинируем прозрачной самоклейкой.


При помощи двустороннего скотча на каждый кружок приклеиваем прозрачный кармашек.


4. Картинки-схемы для характеристики звуков.


- Красный круг (гласные звуки).
- Синий круг с колокольчиком (согласные звонкие твёрдые звуки).
- Синий круг с зачёркнутым колокольчиком (согласные глухие твёрдые звуки).
- Зелёный круг с колокольчиком (согласные звонкие мягкие звуки).
- Зелёный круг с зачёркнутым колокольчиком (согласные глухие мягкие звуки).
5. Предметные картинки на закрепляемые звуки.

Игра «Расскажи о звуке»

Задачи:
Учить детей давать развёрнутую характеристику звукам речи.
Учить детей дифференцировать звуки, в зависимости от их характеристик.
Варианты заданий:
1 задание
Взрослый вставляет символ звука [Ж] (пособие З.Е. Агранович)
в окно домика и сообщает:
Сегодня к нам в гости летит весёлый жук и поёт песенку: «Ж-ж-ж». Повторите этот звук. Сегодня он поселится в нашем домике.


Когда мы произносим звук [Ж]:
- губы вытянуты бубликом, рупором,
- кончик языка поднят за верхние зубы,
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
- посередине языка идёт сильная плавная воздушная струя.
А теперь положите руку на горлышко, и произнесите звук [Ж]. Горлышко «дрожит», вибрирует:
Если горлышко дрожит,
Значит звонкий звук бежит.
- Звук [Ж] – согласный, всегда твёрдый, звонкий. Обозначать звук [Ж] будем фишкой синего цвета с колокольчиком.


Взрослый предлагает детям повторить характеристику звука, найти нужную фишку и поместить в кармашек над картинкой.
Таким образом, можно характеризовать любой звук по мере изучения.
2 задание
Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи (З. Е. Агранович), оппозиционных по глухости – звонкости,
вставляет фишку-схему в кармашек на крыше и предлагает ребёнку подобрать картинку-символ звука, соответствующую схеме.


Ребёнок даёт развернутую характеристику звукам, опираясь, на акустико-артикуляционный образ звука и выбирает нужную картинку.


3 задание
Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи (З. Е. Агранович), оппозиционных по мягкости – твёрдости,
вставляет фишку-схему в кармашек на крыше и предлагает ребёнку подобрать
картинку-символ звука, соответствующую схеме


Ребёнок даёт развернутую характеристику звукам, опираясь, на акустико-артикуляционный образ звука и выбирает нужную картинку


4 задание
Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи (З. Е. Агранович), оппозиционных по мягкости – твёрдости, глухости – звонкости,
вставляет фишку-схему в кармашек на крыше и предлагает ребёнку подобрать звук, соответствующий схеме


5 задание
Взрослый раскладывает на столе символы звуков (пособие Т.А. Ткаченко).
Вставляет в окно на крыше фишку-схему звука и предлагает ребёнку назвать несколько звуков, подходящих к данной схеме.


Дети дают развёрнутую характеристику и выбирают нужные звуки.


6 задание
Взрослый раскладывает на столе предметные картинки сказочных героев.
Предлагает назвать героя, выделить первый звук в слове, дать развёрнутую характеристику этого звука и обозначить его соответствующей фишкой.

Любовь Шкунова

А) хорошо узнавать звуки речи в словах , отличать их в своей и в чужой речи от сходных, определять место звука в слове и последовательность звуков ;

Б)правильно делить слова на слоги и звуки , затем их снова соединять в слова, а последние соединять в предложения.

Знакомство с буквами следует начинать как можно раньше, сразу же после отработки первой группы звуков : А, У, О, Э, И, Ы, когда дети запоминают правильную артикуляцию, узнают звуки на слух .

Данная стена отображает страну в которой находится город гласных и согласных звуков , на улице согласных в первом домике живут парные согласные буквы и звуки , на первом этаже живут глухие согласные, которые мы обозначили деревянным молоточком, на втором этаже живут звонкие согласные, обозначенные колокольчиками.

Во втором домике живут непарные согласные также глухие и звонкие, обозначенные буквами и звуками .

В третьем домике (снизу) живут буквы и звуки , которые всегда мягкие (первый этаж) - обозначены мягкими тапочками и всегда твердые (второй этаж) – обозначены кирпичиками.

На улице гласных в красных домиках живут парные гласные буквы и звуки , которые обозначаются каждый своей картинкой.

Целью пособия является :

1) формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

2) становление фонематического слуха;

3) формирование навыков дифференциации парных звуков ;

4) подготовка к обучению грамоте и обучение письму печатными буквами;

5) пропедевтическое формирование орфографических знаний и умений;

6) развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации , распределению и переключению внимания);

7) развитие конструктивного мышления;

В стране «Звукобуквория » происходит изучение букв в строгой последовательности. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом с опорой на артикуляцию. Для усвоения характеристики звуков и букв предлагаются «Домики букв» . С введением буквы рекомендуется выполнять звуко -буквенный анализ слов (для этого используются кассы букв, что способствует формированию фонематического восприятия навыка письма.

В каждом домике «Звукобукварии » даются образ буквы, в каждой из которых живут звуки .

Для усвоения графического образа буквы предлагаются упражнения «Сколько букв» , «Найди букву» , «Обозначь мягкость» , «Назови парный звук » , «Догадайся и назови пару» , «Что получится?» и др.

Особо обращается внимание на буквы е, ё, ю, я : в начале слова или слога буквы читаются так, как называются. В прямом слоге они указывают на мягкость согласного. Звуковой анализ слов с йотированными гласными не проводится.

Привлекается внимание детей к некоторым правилам правописания : парные звонкие и глухие согласные на конце слова; безударные гласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, раздельное написание предлогов, большая буква в написании собственных имен, обозначение мягкости согласных буквами и, е, ё, ю, я и буквой ь, правильной записи предложений. Проводится устная подготовка к употреблению на письме разделительного ь и ъ знаков. При обучении ребенка чтению предусмотрены разнообразные виды упражнений :

дополнить слог до целого слова;

«собрать» слово из «рассыпанных» букв или слогов;

вставить букву и назвать слово - «Буква заблудилась» ;

соотнести слова и картинки;

исправить деформированные предложения;

выполнить упражнение «Математическая грамота» ;

выучить стихи, пословицы, скороговорки;

отгадать загадки, ребусы, решить кроссворды.

В результате такой работы со страной «Звукобукварией » ребенок научится слитному чте

ию слогов, сознательному плавному слоговому чтению слов, предложений и текстов, а также составлению из букв разрезной азбуки слов и предложений изученного звуко-слогового состава , написание которых не расходится с произношением.





« КАРТА ЗВЁЗДНОГО АЛФАВИТА»

Наглядное пособие

для работы на уроках обучения грамоты

в 1 классе

(работа на уроках обучения грамоте по «Карте Звёздного Алфавита»)

К концу 1 класса учащиеся должны знать:

Все звуки и буквы русского алфавита, осознавать их основное различие (звуки произносим, буквы пишем).

Учащиеся должны уметь:

Различать гласные и согласные звуки и буквы;

Правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки в слове и вне слова;

Обозначать на письме мягкость согласного звука буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком (ь);

Различать звонкие и глухие согласные звуки;

Определять место ударения в слове, вычленять ударный слог;

Производить устный звуковой анализ слов типа шар, лось, лиса , вычленять звуки в словах и определять их последовательность в слове.

Для удобства и лучшей наглядности при изучении звуков и букв на уроках обучения грамоте, я сгруппировала буквы-человечки по их общим признакам, расположила в определенном порядке, «расселила их» по планетам и спутникам.

Для себя я поставила цель : научить учащихся без труда выполнять фонетический разбор слов и умению запоминать названия всех букв алфавита, не путая друг с другом.

Задачи были такие - сгруппировать буквы по общим признакам, который поможет без затруднения сосчитать, сколько букв в русском алфавите, сколько всего звуков.

Каждая согласная буква «одевает» только свой головной убор: шапочку-звоночек или шапочку- цилиндр. Шапочка-звоночек означает – звонкий согласный звук, а шапочка-цилиндр - глухой согласный звук.

Глухие согласные - п, к, ф, т, с, ш, х, ц, ч, щ – в шапочках-цилиндрах, звонкие согласные – б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р, й – в шапочках звоночках, как было обозначено в «Азбуке»Р.Н Бунеева, Е.В.Бунеевой и О.В.Прониной.

Чтобы буквы не «одевали» чужой головной убор, написала на них названия букв в русском алфавите: Б - бэ, В - вэ и т. д.

Башмачки у согласных означают: зелёный – мягкий , синий - твердый звуки.

На первой планете , которая носит название «Планета парных звонких-глухих согласных» , живут парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш. Они друг с другом очень дружат, всегда ходят вместе и составляют пару по звонкости и глухости. Многие из них имеют пару по мягкости и твердости. У всех букв две ножки, только буквы Ж и Ш одноногие, они в синих башмаках и всегда твердые. Парные звонкие согласные звенят, поэтому у них в руках звоночки. Их слышно далеко.

На второй планете , которая носит название «Планета непарных звонких согласных» , заселились непарные звонкие согласные: л, м, н, р, й. У них на головах шапочки-звоночки, так как они всегда звонкие. В руках по два звоночка – они очень звонкие - сонорные. Согласные л, м, н, р бывают твердые и мягкие в зависимости от позиции, поэтому на ногах синий и зеленый башмачки. А буква Й одноногая с зеленым башмачком. Он всегда обозначает мягкий согласный звук.

На третьей планете , которая носит название «Планета непарных глухих согласных», живут непарные глухие согласные: х, ц, ч, щ. У них на головах шапочки- цилиндры, все они - глухие. Только буква Х двуногая, в синем и зеленом башмаках, в зависимости от позиции обозначает и твердый, и мягкий звук. Буква Ц одноногая с синим башмаком. Независимо от позиции она всегда произносится твердо, не подчиняется никаким законам орфографии, например: цирк, циркуль, цифра, цыц, цыган и. т. д. Буквы Ч, Щ обозначают всегда мягкий согласный звук, поэтому они одноногие в зелененьком башмачке. Они тоже не подчиняются законам орфографии, их не нужно смягчать. Поэтому ЧА-ЩА пишем через А, ЧУ-ЩУ пишем через У.

Твердый знак «живет» на «Комете твёрдого знака». У него нет ни головного убора, ни башмачков, т.к не обозначает никакого звука. Он любит разделять корень от приставки.

Мягкий знак тоже «летает» на «Комете мягкого знака» среди планет парных звонких- глухих согласных и непарных звонких согласных и «прилетает» к согласным по приглашению. У мягкого знака нет головного убора, ни башмачков, т. к. не обозначает никакого звука. Он любит смягчать и разделять.

На «Планете гласных» , живут гласные буквы А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е. На этой планете всегда слышно пение, т. к. гласные можно петь. Я нарисовала их двуногими, хотя они дают только один звук. Но в словах они бывают ударными и безударными.

Вокруг «Планеты гласных» «вращаются» спутники.

На первом спутнике , который носит название «Спутник Двузвучек» , живут буквы Е, Ё, Ю, Я. Эти буквы обозначают 2 звука, поэтому на их башмачках написаны названия звуков: ЙА, ЙЭ, ЙУ, ЙО. Буквы Е, Ё, Ю, Я – « двуличные» . Если они стоят в начале слова или после гласных, то обозначают два звука. Например: яма, моя. Но они бывают и одноногие, когда им нужно смягчать предстоящий согласный. Тогда они «перелетают» на «Спутник мягких команд» и «живут» там.

На втором спутнике , который носит название «Спутник твёрдых команд» , живут гласные буквы А, О, У, Ы, Э. Эти буквы стоят после согласных и «дают» им команду: «Звучать твёрдо!».

На третьем спутнике , который носит название «Спутник мягких команд», живут гласные Я, Ё, Ю, И, Е. Эти буквы стоят после согласных и «дают» им команду: «Звучать мягко!».

Я широко использую эту «Карту Звёздного Алфавита» при выполнении фонетического разбора слов на уроках русского языка и мои ученики – учащиеся 1 класса, научились очень быстро и правильно делать звуко-буквенные разборы слов.



error: Контент защищен !!