Сэс религия как одна из форм культуры. Педагогическая мастерская как одна из форм организации учебного процесса

8 класс

Тема: « Религия как одна из форм культуры».

Есть Бог, есть мир, они живут во век,

А жизнь людей мгновенна и убога,

НО ВСЁ В СЕБЕ ВМЕЩАЕТ ЧЕЛОВЕК,

Который любит мир и верит в Бога.

Н.Гумилёв

Подготовительная работа: Подготовка учащимися дополнительно дома. Ученики готовят сообщения и материалы по теме «Мировые религии»: буддизм, ислам и христианство.

Основные понятия: Религия, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм.

Оборудование: мультимедийный проектор, Библия, Коран, иконы, раздаточный материал для учащихся в виде информационной таблицы для самостоятельного заполнения, отрывков из Библии, Корана, наставлений Будды.

Ход урока:

I .Организационный момент

II . Изучение нового материала:

    Учитель: Изучение нового материала.

Постановка проблемы. Решите кроссворд.

1. м

о

8. р

а

л

ь

2. о

б

щ

е

с

т

в

о

3. к

у

л

ь

т

у

р

а

4. п

а

т

р

и

о

т

и

з

м

5. и

г

р

а

6. л

и

ч

н

о

с

т

ь

7. о

б

я

з

а

н

н

о

с

т

и

    Особые духовные правила, регулирующие поведение человека.

    Отличная от природы часть окружающего мира, мир людей и человеческих отношений.

    Достижения людей в материальной и духовной жизни.

    Чувство любви к Отечеству, забота об его интересах.

    Один из видов человеческой деятельности, носящий условный характер.

    Человек, как участник общественных отношений, а также сознательной деятельности.

    Они всегда там, где права.

!!! Найдите ключевое слово (религия ).

Объявляется тема урока и цели.

Тема нашего сегодня урока «Религия как одна из форм культуры»

Обратите внимание на план урока

    Определение понятия « религия».

    Особенности религиозной веры.

    Функции религии.

    Религиозные организации и объединения.

    Свобода совести, свобода вероисповедания.

Вопросы по данной теме:

    Что такое религия?

    Когда появились первые религии?

    Что им было свойственно?

1. Первый пункт плана

Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня ответить в конце урока?

(Что такое религия?)

А я добавлю ещё один вопрос на который нам предстоит ответить: Связаны ли культура и религия между собой?

Учитель . Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.

Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно сорок ты­сяч лет назад.

На определенном этапе развития религии появляется такой социальный институт, как церковь, которая объединяет людей од­ного вероисповедания, формирует единые каноны, догматы, нормы поведения.

Большое значение религия имеет и в наше время.

Учебник трактует слово «религия» в двух значениях (рубрика «мнение»). Одни исследователи переводят это слово с латинского как «связывать», то есть оно обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного (божественного) миров.

Согласно другому толкованию, религия - это «набожность, святыня, предмет культа».

Попробуйте самостоятельно определить смысл слова «религия», опираясь на эти переводы с латыни (предполагаемые ответы детей: для меня религия – это вера и эта связь между мною и Богом).

Учитель: ответим на вопрос: Что такое религия?

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. (записать в тетради).

Исторические формы развития религии.

    Племенные

    Национальные

    Мировые

Существуют различные типы религии: монотеистические (основанные на вере в единого Бога) и политеистические (исповедующие многобожие), ритуальные (с акцентом на выполнение определенных культовых действий) и религии спасения (признающие главным вероучение, представления о мире и человеке, их посмертной судьбе), национальные (связанные с определенным народом или народами) и мировые (не признающие национальных различий).

К национальным религиям относят синтоизм (у японцев), конфуцианство (у китайцев), иудаизм (у евреев). Главные мировые религии в современном мире - христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в середине I тыс. до н. э.).
Крупнейшие религии сегодня - христианство, ислам, буддизм.

    Христианство

    Ислам

    Буддизм

Сообщения учеников (три сообщения)

! Работа с документом на странице 76 учебника.

? Почему люди верят во вмешательство сверхъестественных сил?

Основа религии – вера (личное, эмоциональное отношение человека к какой-либо информации, которую он признает обоснованной без доказательств).

2.Второй пункт плана: Особенности религиозной веры

Учитель:

    Убежденность в существовании сверхъестественных сил;

    Убежденность в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и общества в целом;

    Убежденность в возможности контакта человека со сверхъестественными силами.

Учитель задает вопрос по третьему пункту плана.

3. Функции религии.

Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих? (слайд 8)

Практическая работа.

Заполните таблицу «Функции религии». Стр. 78 учебника.

Функция религии

Её сущность

примеры

Регулирующая

Воспитательная

Мировоззрен

ческая

Психологическая (компенсаторная)

Коммуникативная

Коммуникативная

Интегративная

Учитель: следующий вопрос к третьему пункту плана.

Обратите внимание на христианские заповеди. Актуальны ли они сегодня? Какие функции религии реализуются посредством этих заповедей?

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

(ответ подходит 1,2 функция: регулирующая и воспитательная)

    Религиозные организации и объединения

1.Важным элементом религии являются религиозные организации, непосредственно воплощающие своей деятельности религиозные ценности и установки. К религиозным организациям относят:

-церковь

-секты

-организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.

На начало 2013 года в России зарегистрировано 23 494 религиозных организаций.

Правовое положение религиозных организаций регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».

2. Церковь

Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального религиозного лидера. У многих церквей есть определенная территориальная структура.

иерархия в Русской Православной церкви

Иерархия - (от греч. hieros - священный и arche - власть), расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин употребляется для характеристики организации христианской церкви;

    Диакон

    Священник

    Епископ

3.Любая церковь вырабатывает систему непреложных основ вероучения (догматов) и обрядов (слайд 13)

Крещение

Хадж

4Секта.Возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена, причем ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации.

Для секты характерны:

    Замкнутость,

    Обособленность,

    Претензии на исключительность своей роли,

    Абсолютная нетерпимость к инакомыслию

5.В ЧЁМ СОСТОИТ ОПАСНОСТЬ МНОГИХ СУЩЕСТВУЮЩИХ НЫНЕ СЕКТ?

По данным всероссийского опроса, проведённого в марте 2013 года население РФ распределяется по религиозной принадлежности следующим образом:

    Православие - 75 %

    Ислам - 5 %

    Католицизм, Протестантизм, Иудаизм, Буддизм - по 1 % и меньше

    Неверующие - 8 %

    Свобода совести, свобода вероисповедание.

Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.

    Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма.

Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного- богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д.

В Конституции РФ статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Учитель: Вопросы религии не только отражены в конституции, но и в других документах в

Конвенция ООН о правах ребенка

Ст. 14 . Свобода мысли, совести и религии. Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей.

Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в РФ:

    Все религии на территории РФ являются равноправными, отсутствует государственная религия

    Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ

    Предусматривается равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования.

На основе перечисленного можно сделать вывод, что религия реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.)

III . Закрепление и обобщение :

«Слово спасибо»

Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.

Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:

Работай! За тебя люди молятся! - Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:

А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?

Говорят «спасибо», что же ещё?

Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.

Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.

Беседа по вопросам:

    Что нового вы узнали о слове спасибо?(Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва)

    Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?

    Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?

    Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога? (Она переживала, что не может сходить в храм. Она просила благословения у батюшки. Узнав о том, что слово «спасибо» является молитвой, она с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами)

Б) Женщина была верующей и переживала, что не может часто ходить в храм. Зачем люди строили храмы? (чтобы молиться, славить бога)

Когда они строили церковь, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это …. (культура)

В настоящее время эти замечательные сооружения –церкви – считаются культурными памятниками. Они охраняются государством.

Региональный компонент

. - А у нас в селе есть храм? Где он находится? Как называется?

1.Почему данные религии названы мировыми?

2. К какому виду и типу можно отнести каждую из мировых религий?

3. Какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий?

4. Каковы между ними различия?

I V . Заключение

Работа с небольшой таблицей. Работать попрошу в парах.

культура

религия

Напишите, пожалуйста, что вы представляете, какие слова приходят вам на ум,когда слышите слова «культура» и «религия»?

культура

религия

Вежливость

Спасибо

Уступить

Сдержать слово

Аккуратность или др.

Картины, кино

Церковь

Священник

Крест

Пасха

Рождество или др.

Эти большие понятия, культура и религия, связаны у каждого из нас с их теплыми, простыми, понятными частичками. Представления эти можно уточнить, сделать так, чтобы каждое стало основательнее и глубже. Этим мы и займемся сегодня на уроке.

Возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам:

Что нового о религии Вы сегодня узнали на уроке?
- Какие выводы о роли религии в жизни человека можно сделать?

    Закрепление.Синквейн.

1 существительное;

    глагола;

    прилагательных;

    Предложение.

    Короткий вывод.

    Домашнее задание.

    Параграф 10

    Готовиться к уроку повторения

Религия является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности: посредст­вом системы культовых действий она организует повседнев­ную жизнь, в процессе освоения вероучения формирует мировоззрение, побуждает человека задуматься о смысле собственного существования.

В структуре религии обычно выделяют следующие эле­менты: религиозное сознание, религиозный культ и религи­озные организации.

Можно выявить несколько уровней религиозного созна­ния: массовое религиозное сознание, в котором обычно пре­обладает эмоциональная составляющая, и рационально оформленное сознание, предполагающее понимание содержа­ния вероучения. Еще более высокий уровень религиозного сознания - богословие (теология), в рамках которого веро­учение не только осваивается, но и транслируется, интер­претируется применительно к требованиям времени, защи­щается от ересей.

Современные ученые-религиоведы выделяют ряд сущест­венных характеристик религиозного сознания.


Первая из них - убежденность в существовании объек тов 9 обладающих сверхъестественными свойствами. Из курса истории вы помните, что подобными свойствами на­делялись, например, силы природы (солнце, ветер, дождь, гром и т. п.), отдельные предметы-фетиши, души предков. В развитых религиозных системах, особенно в мировых ре­лигиях, основной объект религиозного поклонения - Бог, открывший свое существование человеку. Важно то, что мир священного для верующего реален, он не относится к сфере фантазий.

Следующая характеристика - убежденность в реальное ти контакта с объектами религиозного поклонения. Этот контакт, как правило, представляется верующему двусто­ронним. Божество в той или иной мере воздействует на судьбы отдельных людей и целых народов, но и верующий имеет определенные каналы связи с миром сверхъестествен­ного - культовые действия (молитва, жертвоприношение и др.).

Еще одна важная черта религиозного сознания - убеж­денность в зависимости человеческой судьбы от воли боже­ства, предъявляющего определенные требования к поведе­нию человека и способного привлечь к ответственности за содеянное. Переживание человеком своей зависимости мо­жет принимать диаметрально противоположные формы: от животного страха, вынуждающего к покорности, до просвет­ленного смирения как результата осознания человеком соб­ственного несовершенства, ограниченности своих возможно­стей. Религия предполагает также установление добрых отношений человека с объектами поклонения, дающих воз­можность умилостивить божество, а в случае нарушения бо­жественной воли компенсировать непослушание покаянием или жертвоприношением.

Основными организационными формами религии являют­ся церковь и секты. Церковь представляет собой, как пра­вило, иерархическую религиозную организацию духовенст­ва и верующих, основанную на общности религиозных догматов и культовой системы. Секты - это относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общи­ны, разномыслящие с господствующей церковью.

РОЛЬ РЕЛИГИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Место и значение религии в обществе определяются ис­полняемыми ею функциями, к которым можно отнести ре­гулятивную, воспитательную, мировоззренческую, компен­саторную, коммуникативную, интеграционную, культурную.

Безусловно, важнейшей функцией религии является ре гулирование поведения индивидов, социальных групп. Регу-


Лятивная функция религии основывается на аккумулиро­ванном ею нравственном опыте многих поколений людей, в сжатом виде выраженном, например, в заповедях, мораль­ных канонах различных религий. Религия не только уста­навливает определенные рамки свободы человека, но и по­буждает его к усвоению неких позитивных нравственных ценностей, достойному поведению, и в этом проявляется связь регулятивной и воспитательной функций.

Мировоззренческую функцию религия реализует благода­ря наличию в ней системы взглядов, отражающих картину мира, сущность человека и его место в мире.

Компенсаторная функция проявляется в том, что рели­гия снимает социальное и душевное напряжение человека, возмещает недостатки или дефицит светского общения рели­гиозным общением. Особенно отчетливо эта функция реали­зуется в молитве и покаянии, при совершении которых че­ловек переходит от подавленности, душевного дискомфорта к состоянию облегчения, успокоения, прилива сил. В то же время некоторые ученые считают религиозную компенсацию мнимым снятием противоречий, поскольку истинные причи­ны душевного и социального дискомфорта человека не уст­раняются.

Религия выполняет также коммуникативную функцию, являясь средством общения верующих. Это общение разво­рачивается в двух планах: в плоскости диалога с Богом и «небожителями», а также в контакте с другими верующи­ми. Общение осуществляется прежде всего посредством культовых действий.

Из курса отечественной и зарубежной истории вам изве­стно немало примеров того, как религия может выступать фактором интеграции общества, - достаточно вспомнить роль иерархов Русской православной церкви, например пре­подобного Сергия Радонежского, в объединении русских зе­мель, борьбе с захватчиками. Направляя и объединяя уси­лия отдельных индивидов, социальных групп, религия способствует социальной стабильности или утверждению но­вого - вспомним, например, роль протестантизма в станов­лении буржуазного общества. Однако религиозная инте­грация имеет двойственный характер: с одной стороны, религия сближает, с другой - разъединяет, примером че­му являются многочисленные религиозные войны и кон­фликты.

Культурная функция состоит в том, что религия сохра­няет и транслирует социальный опыт человечества, являясь неотъемлемой частью культуры человеческого общества.


МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

Мировые религии охватывают огромное количество веру­ющих. По данным социологов, около половины населения земного шара являются приверженцами какой-либо из трех мировых религий: христианства, ислама, буддизма. Следует отметить, что в Российской Федерации проживают предста­вители всех мировых религий.

Буддизм - старейшая мировая религия, наиболее рас­пространенная в Китае, Таиланде, Бирме, Японии, Корее и других странах Юго-Восточной Азии. Российские центры буддизма находятся в Бурятии, Калмыкии и Республике Тува.

В основе буддизма лежит учение о четырех благородных истинах: все в человеческой жизни есть страдание - рож­дение, жизнь, старость, смерть, любая привязанность и т. п.; причина страдания заключается в наличии у чело­века желаний, в том числе желания жить; прекращение страдания связано с освобождением от желаний; чтобы до­стичь этой цели, необходимо придерживаться восьмерично­го пути спасения, включающего усвоение четырех благород­ных истин, принятие их как жизненной программы, воздержание от не относящихся к нравственной цели слов, непричинение вреда живому, превращение истинных дейст­вий в образ жизни, постоянный самоконтроль, отрешение от мира, духовное самопогружение. Следование этим путем ве­дет человека к нирване - состоянию отсутствия, преодоле­нию страданий.

Строгость буддийской морали и сложность техники, с по­мощью которой можно достичь нирваны, привели к выделе­нию двух путей спасения - хинаяны («узкая колесница»), доступной только монахам, и махаяны («широкая колесни­ца»), следуя которой обычные миряне могут действовать, спасая других людей и себя. Необходимо также отметить, что буддизм легко сочетается с национальными религиями, например конфуцианством и даосизмом в Китае или синто­измом в Японии.

Христианство является второй по времени возникнове­ния мировой религией. Из курса истории вы знаете, что вы­деляются три главных течения христианства: католицизм, православие и протестантизм.

Библия - основной источник христианской веры. Она включает Ветхий Завет, общий для иудеев (религия еврей­ского народа, в которой Христос признается лишь одним из мессий) и христиан, и Новый Завет, который составляют четыре Евангелия (от древнегреч. euangelion - благо-вестие), а также Деяния апостолов, Послания апостолов и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).


Христианство - это религия искупления и спасения. Христиане верят в милосердную любовь триединого Бога к согрешившему человечеству, ради спасения которого в мир был послан Сын Божий Иисус Христос, который вочелове-чился и принял смерть на кресте. Идея Богочеловека-Спа­сителя - центральная в христианстве. Верующий должен следовать учению Христа, чтобы приобщиться к спасению.

Политическое развитие Римской империи в III- IV вв. н. э., ее разделение на Западную и Восточную приве­ло к постепенному обособлению Западной и Восточной хри стианских церквей с центрами в Риме и Константинополе, разногласия которых веками накапливались, что привело к разрыву между ними в 1054 г. Каковы же принципиальные догматические расхождения церквей? Католическая церковь утверждает, что Святой Дух исходит и от Бога Отца, и от Бога Сына. Восточная церковь признает исхождение Свято­го Духа только от Бога Отца. Римско-католическая церковь провозглашает догмат о непорочном зачатии Девы Марии, ее богоизбранности на роль Матери Иисуса Христа и о воз­несении после смерти на небо, отсюда культ Мадонны в ка­толицизме. Православная церковь не принимает догмата о непогрешимости Папы Римского в вопросах веры, а римско-католическая церковь считает Папу наместником Бога на земле, устами которого применительно к вопросам религии говорит Сам Бог. Римско-католическая церковь, наряду с адом и раем, признает существование чистилища и возмож­ность искупления грехов уже на земле путем приобретения частицы сверхдолжного запаса добрых дел, совершенных Иисусом Христом, Богоматерью и святыми, которым «рас­поряжается» церковь.

В странах Западной Европы в XV-XVI вв. развернулось движение Реформации, приведшее к отделению от католи­ческой церкви значительной части христиан. Возник ряд христианских протестантских церквей, вышедших из-под власти Папы. Крупнейшими из них являются лютеранст­во (Германия и страны Балтии), кальвинизм (Швейцария и Нидерланды), англиканская церковь (Англия). Протестанты признают Священное Писание (Библию) единственным ис­точником веры и полагают, что каждому человеку воздаст­ся по вере его вне зависимости от средств ее внешнего вы­ражения. Протестантизм перенес центр религиозной жизни с церкви на отдельную личность. Католицизм же остался строго централизованной религией. Из европейских стран католицизм наиболее распространен в Италии, Испании, Франции, Польше, Португалии. Значительное число като­ликов проживает в странах Латинской Америки. Но ни в одной из указанных стран католицизм не является единст­венной религией.


Несмотря на разделение христианства на отдельные церкви, все они имеют общую идейную основу. В мире на­бирает силу экуменическое движение, стремящееся к диало­гу и сближению всех христианских церквей.

В религиозной жизни современной России действуют все три направления христианства. Подавляющее большинство верующих в нашей стране - православные. Православие представлено Русской православной церковью, различными направлениями старообрядчества, а также религиозными сектами. Католицизм также имеет определенное число по­следователей. Протестантизм среди граждан России пред­ставлен как официальными церквями, например лютеранст­вом, так и сектантскими организациями.

Ислам - самая поздняя по времени возникновения ми­ровая религия, распространен преимущественно в арабских государствах (Ближний Восток и Северная Африка), в Юж­ной и Юго-Восточной Азии (Иране, Ираке, Афганистане, Пакистане, Индонезии и др.). В Российской Федерации про­живает значительное количество мусульман. Это вторая по числу приверженцев религия после православия.

Ислам зародился на Аравийском полуострове в VII в. н. э., когда в Мекке сформировался религиозный центр арабских племен и возникло движение за почитание единого верхов­ного Бога-Аллаха. Здесь началась деятельность основателя ислама пророка Мухаммеда (Магомета).

Мусульмане верят, что единый и всемогущий Бог - Ал­лах - передал людям устами пророка Мухаммеда при по­средничестве ангела Джебраила священную книгу - Коран, являющуюся непререкаемым авторитетом в духовной жизни, праве, политике и хозяйствовенной деятельности. Можно выделить пять важнейших предписаний Корана, которые обязан выполнять каждый мусульманин: знание символа веры; пятикратная молитва (намаз); соблюдение поста У раза весь месяц Рамадан; раздача милостыни; совер­шение паломничества в Мекку (хадж). Поскольку Коран со­держит предписания, относящиеся ко всем сторонам жизни мусульман, уголовное и гражданское право исламских госу­дарств основывалось, а в ряде стран до сих пор основано на религиозном законе - шариате.

Становление ислама происходило под заметным влияни­ем более древних религий ближневосточного происхожде­ния - иудаизма и христианства. Поэтому в Коране встре­чается ряд библейских персоналий (архангелы Гавриил, Михаил и др., пророки Авраам, Давид, Моисей, Иоанн Креститель, Иисус), упоминается священная для иудеев книга - Тора, а также Евангелие.

Экспансии ислама способствовали завоевания арабов, ту­рок, которые шли под знаменем религии. В XX в. в Тур-


Ции, Египте и ряде других государств были проведены ре­формы по ограничению сферы действия религиозных зако­нов, отделению церкви от государства и введению светского обучения. Но в некоторых мусульманских странах (напри­мер, Иране, Афганистане) чрезвычайно силен исламский фундаментализм, который требует организации всех сфер жизни на принципах Корана и шариата.

В современной России ислам распространен среди жи­телей Татарстана и Башкортостана, республик Северного Кавказа, за исключением населения Северной Осетии - Алании, жители которой преимущественно исповедуют православие. Среди мусульман - представители многочис­ленной азербайджанской диаспоры. Организационно мусуль­мане России возглавляются Центральным духовным уп­равлением мусульман России и европейских стран СНГ и Советом муфтиев России.

ПРИНЦИП СВОБОДЫ СОВЕСТИ

В настоящее время в России происходит формирование гражданского общества, поэтому чрезвычайно актуальной является проблема взаимодействия, диалога представителей различных религиозных конфессий (межконфессиональный диалог) друг с другом и государствам.

Правовой основой разрешения всех возникающих про­тиворечий и проблем может стать соблюдение принципа свободы совести. Вы знаете, что совесть - важнейшая этическая категория, отражающая способность человека осу­ществлять нравственный самоконтроль, формулировать и предъявлять к своему поведению нравственные требования, добиваться их исполнения. В наше время под свободой со­вести понимается право человека самостоятельно формиро­вать свое мировоззрение и открыто выражать его в социаль­ных взаимодействиях, не причиняя ущерба свободе других людей и обществу в целом. По сути, под свободой совести сейчас понимается право человека на автономию духовной Жизни. Но столь широко этот принцип трактовался не все­гда - в обществах с преобладающим религиозным мировоз­зрением свобода совести могла выражаться лишь в свободе вероисповедания, борьба за которую шла на протяжении многих веков.

Законодательство Российской Федерации в соответствии с международными правовыми актами гарантирует осуще­ствление принципа свободы совести. Рассмотрим некоторые его аспекты.

Принцип отделения религиозных организаций от госу­дарства предусматривает, с одной стороны, невмешательст­во государства в лице его органов и отдельных должностных


Лиц во внутреннюю жизнь религиозных организаций, отсут­ствие государственного финансирования и пропаганды от­дельных организаций, с другой - невмешательство религи­озных организаций в вопросы государственного управления.

Все религии на территории страны являются равноправ­ными, отсутствует государственная, официальная рели­гия - государство нейтрально в вопросах религиозной ее ры.

Светский характер государственного образования пред­полагает, во-первых, равный доступ представителей всех ре­лигиозных конфессий и атеистов к получению гарантиро­ванного государством образования, во-вторых, запрещение любых форм религиозной или атеистической пропаганды в образовательных учреждениях, тем более на обязательных для посещения уроках, в-третьих, воспитание подрастающе­го поколения в духе толерантности к проявлениям инако­мыслия.

Государство также гарантирует всем верующим возмож ность свободно отправлять свой культ (в случае, если де­ятельность религиозной организации не признана судом со­циально опасной и не запрещена), а военнообязанным верующим в случае, если военная служба противоречит их религиозным убеждениям, предоставляется возможность пройти альтернативную гражданскую службу.

Si!Основные понятия: религия, религиозное сознание, ми­ровые религии, принцип свободы совести.

ill Термины: религиозный культ, религиозные организации, межконфессиональный диалог.

Проверьте себя

1) Что такое религия? 2) Какие элементы религии выде­ляют ученые? 3) Какими признаками характеризуется рели­гиозное сознание? 4) Каково значение религии в жизни об­щества? 5) Каковы основные идеи каждой из мировых религий? 6) В чем сущность принципа свободы совести? Как он реализован в законодательстве Российской Федерации?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Известный социолог П. А. Сорокин на основе анализа сотен тысяч живописных и скульптурных произведений, со­зданных с начала Средневековья до 30-х гг. XX в. и экспо­нирующихся в музеях Западной Европы, сделал вывод о не­уклонном существенном сокращении числа произведений, основанных на религиозном восприятии мира. Опираясь на знания гуманитарных дисциплин, объясните причины этого явления. Подтвердите правоту вывода социолога конкретны­ми примерами.


2. С древних времен ученые прослеживают такое направ­
ление социального протеста, как богоборчество. Выскажите
несколько предположений о причинах возникновения подоб­
ного движения.

3. Соберите информацию о деятельности религиозных ор­
ганизаций в вашем регионе.

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент статьи американского социолога XX в. Роберта Бел­ла «Социология религии».

Итак, мы неизбежно приходим к заключению, что рели­гия не является всего лишь средством совладать с тоской и отчаянием. Скорее, она представляет собой символическую модель, формирующую человеческий опыт - как познава­тельный, так и эмоциональный. Религия умеет не только умерять тоску и отчаяние, но и вызывать их.

Человек - это животное, разрешающее проблемы. Что делать и что думать, когда отказывают другие способы ре­шения проблем, - вот сфера религии. Религия занимается не столько конкретными проблемами, сколько общей про­блематикой природы человека, а среди конкретных проб­лем - такими, которые самым непосредственным образом примыкают к этой общей проблематике, как, например, за­гадка смерти. Религия имеет дело не столько с опытом кон­кретных пределов, сколько с предельностью вообще... Но даже для самого примитивного дикаря область религии - это нечто отличное, хотя и очень близкое, нечто такое, что можно услышать, но нельзя увидеть, а если можно увидеть, то мельком. Передаваемые религиозные символы, кроме то­го, сообщают нам значения, когда мы не спрашиваем, помогают слышать, когда мы не слушаем, помогают видеть, когда мы не смотрим. Именно эта способность религиозных символов формировать значение и чувство на относительно высоком уровне обобщения, выходящего за пределы кон­кретных контекстов опыта, придает им такое могущество в человеческой жизни, как личной, так и общественной.

Белл Р. Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. -

М.. 1972. - С. 266 - 278.

ИВ Вопросы и задания к источнику. 1) Каковы, по мнению автора, возможные истоки религиозной веры? 2) Какими словами автор ха­рактеризует религию? 3) Приведите несколько примеров, иллюст­рирующих символическую природу религии. 4) Используя фраг­мент статьи Р. Белла, свои знания и жизненный опыт, дайте несколько объяснений могущества религии в человеческой жизни.


§ 34. Место искусства в духовной культуре

Вспомните:

что такое культура? Каковы пути ее развития? Каковы причины, направления и последствия диалога культур?

Несмотря на то что искусство существует уже многие ты­сячелетия и активно изучается исследователями - филосо­фами, культурологами, искусствоведами, историками искус­ства, даже в вопросе его происхождения отсутствует ясность. Так, ряд ученых выводит искусство, во-первых, из потребности всех живых существ с помощью каких-либо украшений привлекать внимание противоположного пола с целью продолжения рода, а во-вторых, из необходимости ис­пользовать энергию подсознательных влечений для других целей. Имеется мнение, что истоки искусства кроются в на­личии у человека не растраченной в трудовой деятельности энергии, а также необходимости некоторой «тренировки» для усвоения стандартных социальных ролей. Искусство также иногда связывается с разными видами магии, впле­тенной в повседневную деятельность первобытного человека. Кроме того, оно рассматривается рядом ученых как «дитя труда» - практически полезные качества предметов стано­вятся объектом художественного отображения и эстетичес­кого наслаждения. Многие современные исследователи связывают искусство с мифологическим освоением действи­тельности, содержащим в себе познавательные, магические, игровые, предметно-деятельностные аспекты.

ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО

Вы знаете, что в рамках культуры человек формирует разностороннюю картину окружающего мира: наука позна­ет мир посредством достижения истины, мораль отражает его в категориях добра и зла, а искусство представляет объ­екты в художественно-образной форме. Оно позволяет уви­деть мир сквозь призму образности, где реальность причуд­ливо сочетается с вымыслом, давая человеку возможность творить эти образы и облекать их в рациональную форму. Искусство не ставит себе целью выявлять закономерности развития природы и общества или решать материально-практические проблемы. Как и наука, искусство стремится выявить значимые свойства предметов и явлений, но, в от­личие от науки, представляет эти характеристики в виде конкретных чувственно-наглядных образов.

Понятие «искусство» многозначно. Во-первых, искусство как мастерство, умение, ловкость, например, на уроках ис-


Тории вы не раз говорили об искусстве, т. е. мастерстве, ремесленников Древней Руси. Во-вторых, искусство пони­мается как специфический вид духовно-практического осво­ения действительности и эстетического отношения к ней. Именно во втором значении оно является одним из компо­нентов духовной культуры общества.

О чем твои стихи? - Не знаю, брат. |

Ты их прочти, коли придет охота. !

Стихи живые - сами говорят, \

И не о чем-то говорят, а что-то. I

С. Я. Маршак «)

СПОРЫ О СУЩНОСТИ ИСКУССТВА

Многие века теоретики культуры пытаются выработать понимание сущности искусства.

С Античности до наших дней прослеживается понимание искусства как подражания, отражения природы. Его сторон­ники рассматривают искусство в связи с познанием, зачас­тую представляя эстетическую деятельность как низшее звено познавательной деятельности человека. Так, для фи­лософа Платона искусство - это подражание миру чувст­венных предметов, каждый из которых представляет со­бой копию идеи, т. е. художник, по сути, создает копию копии - «тени теней». Аристотель также основывал искус­ство на подражательной способности, по полагал, что под­ражание - познавательная способность. Аристотель ввел понятие катарсиса - очищения человеческой души от низ­менных страстей посредством созерцания. Искусству, по мысли античных авторов, непременно присущ элемент удо­вольствия. Основная же его задача - воспитание ума: «Как учитель детей наставляет на ум, так людей уже взрослых - поэты».

Отношение к искусству как подражанию природе свойст­венно и эпохе Возрождения. Отражение природы и величай­шего ее творения - человека - основная задача искусства. Достижение идеального внешнего правдоподобия обеспечи­валось точными знаниями анатомии, математики. С другой стороны, возрожденческий гуманизм - это утверждение безграничности творческого потенциала человека.

В эпоху классицизма на первый план выдвигается не на­туралистическое воспроизведение природы и человека, но отражение человеческих типов. Особенно актуальной становится воспитательная составляющая искусства. В век Просвещения и позднее сторонники концепции отражения Рассматривают искусство как своеобразную «школу нравст­венности». Художник обладает более тонким, нежели обыч-


Ный человек, восприятием действительности, поэтому он способен увидеть и достоверно отобразить реальность. Бес­пристрастное отражение жизни несет в себе огромный вос­питательный потенциал, оно может выступить и в качестве приговора определенным социальным реалиям.

Таким образом, даже в рамках концепции отражения (подражания) действительности оценка социальной значимо­сти искусства существенно менялась с течением времени - от вторичного образования, слепо копирующего отдельные объекты окружающего мира, до своеобразной совести обще­ства.

По мысли сторонников теории самовыражения, искусст­во является безграничной сферой проявления творческого потенциала личности. Оно представляется своеобразным шифром душевных переживаний художника, который вы­плескивает свои эмоции, желания, комплексы, любуется ими, оправдывает и компенсирует их в созданном им мире иллюзий. Можно сказать, что искусство с этой точки зре­ния - своеобразная исповедь художника, опирающаяся на единство духовного опыта людей. Неудивительно, что чита­тель, зритель «заражается» эмоциями автора. При таком по­нимании сущности искусства на первый план выдвигаются неэстетические, зачастую житейские переживания человека, творца или зрителя, а художественные образы представля­ют собой лишь средство их выражения.

Знаково-символическая концепция искусства рассматри­вает его не как открытую систему взаимодействия человека с окружающим миром, а как замкнутую или автономную сферу деятельности, а также как способ связи человека с иным, потусторонним миром. По мысли сторонников этой точки зрения, произведение искусства является своеобраз­ным шифром, несущим в себе «закодированную» творцом информацию. Например, только в знаково-символическом контексте может быть понята иконопись - система симво­лов, с помощью которых творцы пытались отразить объект своего религиозного почитания. «Прочтение» иконы требует освобождения от стереотипов восприятия - в ее простран­стве отсутствует прямая перспектива, привычная нам глу­бина, изменены пропорции, нарушены временные отноше­ния событий.

ФУНКЦИИ ИСКУССТВА

Многообразие форм эстетического освоения действитель ности порождает разнообразие функций искусства, к кото­рым можно отнести познавательную, информационную, коммуникативную, ценностно-ориентирующую, воспита тельную, компенсаторную, эстетическую и др. Проблема


Соотношения функций искусства друг с другом в полной ме­ре не решена до сих пор. Если говорить о моделировании творцом особой художественной реальности как основе ис­кусства, то основополагающей становится эстетическая функция. Существует также точка зрения, согласно которой искусство, поскольку оно отображает действительность, в равной мере выполняет все названные функции. Искусство является неотъемлемым элементом познавательной деятель­ности, предлагая неожиданные повороты событий, сочетая несовместимое, стимулируя воображение.

Остановимся подробнее на содержании некоторых функ­ций искусства. Познавательная функция искусства тесней­шим образом связана с информационной. Искусство весьма информативно. В творениях отражаются культурно-истори­ческие, национальные, религиозные и другие черты эпохи, народа, а также особенности мировосприятия самого твор­ца. Коммуникативная функция искусства не может быть сведена только к общению людей по поводу конкретного произведения или к контакту автора и зрителя посредством художественного образа. Художественное произведение все­гда неоднозначно, оно несет в себе избыточную информа­цию, смысл которой требует поэтапного истолкования. Парадоксально, но искусство в некоторой мере затрудняет повседневный процесс общения людей, заставляя задумать­ся об общечеловеческих ценностях. Но этим оно помогает Ощутить непреходящую ценность человеческого взаимодей­ствия, общения в самом широком смысле.

Ценностно-ориентирующая функция проявляется двояко: с одной стороны, произведения искусства являются культур­ными ценностями, т. е. приобретают особую общественную и личностную значимость; с другой стороны, содержание конкретных произведений ориентирует людей в существую­щей системе социальных норм и ценностей, способствует выбору жизненных ориентиров. Близкой по содержанию к Ценностно-ориентирующей является воспитательная функ­ция. Искусство всегда предполагает воздействие на мировоз­зрение и деятельность людей. Участие человека в процессе художественного творчества, соприкосновение с произведе­ниями искусства также позволяет в некоторой мере, как Правило, иллюзорно компенсировать социальные и духов­ные проблемы, негативные переживания человека.

Эстетической функции искусства еще древние мыслители Придавали первостепенное значение. Искусство очищает на-Шу душу, просветляет, влияет на наши эмоции, расширяя их предмет. Оно стимулирует поиск деятельности, соответ­ствующей этим эмоциям, обращает нас к самопознанию.


СТРУКТУРА ИСКУССТВА

Виды искусства можно различать по среде, материалу, в котором реализуются художественные образы. Это звук в музыке, линии и цветовая палитра в графике и живописи, камень (металл) и форма в скульптуре и архитектуре, дви­жение в танце. Каждая среда, материал требует специфиче­ских выразительных и технологических средств, своего «языка». Об этом свидетельствует, например, то, что содер­жание произведений одного вида искусства невозможно адекватно передать средствами другого вида.

Известный немецкий философ Ф. Шеллинг в начале XIX в. предложил классификацию основных видов искусст­ва, которая сохраняет значение и в наши дни. Он делил ис­кусства на реальные и идеальные. Реальные - музыка, жи­вопись, пластика (архитектура и скульптура). Идеальные - литература и поэзия, причем эти виды, пользующиеся сло­вом как наиболее свободным и богатым средством выраже­ния художественных идей, он ставил впереди реальных искусств, а поэзию вообще признавал высшей формой худо­жественного творчества, выражающей самую суть искусст­ва.

Существуют и иные классификации видов искусства, на­пример, выделяются пространственные, или пластические, виды, к которым относятся архитектура, все виды изобра­зительного искусства, художественная фотография. Для этих видов искусства существенным в раскрытии художест­венного замысла является пространственное построение объ­ектов. Ко второй группе относятся временные или динами ческие виды - литература и музыка, основой которых является разворачивающаяся во времени композиция. Тре­тью группу составляют пространственно-динамические ей ды, которые также называют синтетическими или зрелищ ными, - театр, киноискусство, хореография, цирк и др.

Очевидно, что создание универсальной классификации видов искусства невозможно не только из-за значительного количества оснований, но и потому, что искусство динамич­но развивается - появляются все новые виды. Однако каж­дая историческая эпоха выдвигает на первый план те виды искусства, которые в наибольшей мере способны выразить дух времени.

Искусство можно также классифицировать по социологи­ческому принципу, выделив элитарное, народное и массо­вое. Мы рассмотрим их в следующем параграфе.

В каждом виде искусства исторически сложилась своя система жанров. Понятие «жанр» обобщает специфические свойства художественной формы и содержания значитель­ной группы произведений искусства какой-либо историчес-


Кой эпохи, народа или мира в целом. Основания для выде­ления жанров весьма многочисленны, поэтому мы вспомним лишь некоторые из них. Так, из курса литературы вы зна­ете, что по способу отражения действительности выделяют­ся, например, эпос, лирика и драма. В изобразительном ис­кусстве выделение жанров может основываться на специфических чертах предмета изображения: портрет, на­тюрморт, пейзаж, батальная или историческая картина. Иногда жанры определяются характером изображения: карикатура или шарж. В музыке жанры различаются, во-первых, по способу исполнения - вокальные и инструмен­тальные; во-вторых, по содержанию - лирические, эпичес­кие и драматические; в-третьих, по месту и условиям исполнения - театральные, концертные, камерные и др.

Система жанров искусства динамически развивается - появляются новые жанры, меняется удельный вес традици­онных. Несомненна современная тенденция к стиранию гра­ниц, синтезу различных видов и жанров искусства.

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

Как известно, современное искусство весьма разнообраз­но, в нем отсутствуют какие-либо строгие каноны и прави­ла. Произведения современного искусства нередко создают­ся в рамках знаково-символической концепции. По мнению испанского мыслителя и публициста X. Ортеги-и-Гасета (1883 -1955), развитие искусства идет по пути «дегумани­зации», т. е. преодоления стремления творца к безгранич­ному самовыражению, выплескиванию своих эмоциональ­ных состояний. Очевидно, художник не может отобразить природу или человека во всей их противоречивости и мно­гообразии - ему доступны лишь отдельные индивидуально ограниченные отпечатки этого неисчерпаемого богатства. Творец не должен исповедоваться или проповедовать, но, конструируя свой иллюзорный мир, он может стать подлин­но свободным и всесильным - средствами искусства он изменяет собственное и наше, зрительское, видение мира, направляет эстетические и неэстетические переживания при восприятии произведений искусства. В руках художника имеется необходимый инструмент - метафора (художест­венный прием, связанный

Обществознание, 8 класс

Урок № 14

Религия как одна

из форм культуры

Д.З.: §12 , ?? (с.101), задания (с.101-102). Повторить §6 -12, термины, творческие задания, ?? (с.102-104) к гл. II

© А.И. Колмаков

Задачи урока:

  • Обобщить и систематизировать знания о религии, полученные учащимися в курсах истории и литературы, а также их личный социальный опыт.
  • Раскрыть в объёме, соответствующем возрастным познавательным возможностям учащихся, специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе.
  • Охарактеризовать основные типы религиозных организаций.
  • Разъяснить учащимся смысл конституционных положений о свободе совести и свободе вероисповедания.
  • Способствовать воспитанию учащихся в духе толерантности, осознанию значимости и ответственности религиозного выбора человека, пониманию опасности тоталитарных религиозных организаций.
  • Создать условия для развития у учащихся следующих универсальных учебных действий: нравственно-этическая ориентация, ориентация в социальных ролях, связанных с функционированием религии как социального института; умение находить в различных источниках и применять необходимую информацию для реализации поставленных задач, выполнения своих социальных ролей; умение сотрудничать с различными по возрасту, религиозным взглядам людьми.

Знать и уметь (УУД)

  • Определять сущностные характеристики религии и её роль в культурной жизни.
  • Объяснять сущность и значение веротерпимости.
  • Раскрывать сущность свободы совести.
  • Оценивать своё отношение к религии и атеизму

Понятия, термины

  • религия;
  • религиозная вера;
  • обряды;
  • молитва;
  • церковь;
  • секта;
  • свобода совести;
  • свобода вероисповедания

Проверка знаний

  • Охарактеризуй науку как особую систему знаний.
  • Какие черты отличают науку как систему государственных и общественных организаций, вырабатывающих, хранящих и распространяющих научные знания?

3. Какую роль играет наука в современном обществе?

4. В чём проявляется нравственная ответственность учёных?

5. В чём проявляется рост влияния науки на современное общество?


Изучение нового материала

  • Роль религии в культурном развитии.
  • Религиозные нормы.
  • Свобода совести

Вспомним. Подумаем.

  • ВСПОМНИМ. Что такое религия? Когда появились первые религии? Какие современные религии имеют большее число верующих?
  • ПОДУМАЕМ. Почему человек верит во влияние сверхъестественных сил на свою жизнь и развитие общества? Почему активное развитие науки и распространение научных знаний не уменьшает числа верующих?

Определив Первопричину бытия, религия должна дать ясное учение о Ней. Но этим не исчерпывается сущность религии ...


Рели́гия (лат. religare - связывать, соединять) - определенная система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община )

  • Слово « религия », пришедшее из латинского языка, переводится и объясняется учёными по-разному.
  • Некоторые считают, что оно произошло от латинского relegere , что означает «относиться с особым почтением».
  • Другие производят слово «религия» от латинского глагола religare, что означает «связывать», «соединять».
  • религия - мироощущение, особые моральные нормы и тип поведения...

Религия (от лат. religio - благочестие, святыня, предмет культа).


  • «Хотя лучшие умы человечества занимались так называемыми доказательствами бытия Божия, но безуспешно; ибо все эти доказательства... не могут дать безусловной достоверности.
  • Как существование внешнего мира, так и существование Божественного начала для рассудка суть только вероятности или условные истины, безусловно же утверждаться могут только верою...
  • Как внешняя природа лишь постепенно открывается уму человека и человечества, вследствие чего мы должны говорить о развитии опыта и естественной науки, так и Божественное начало постепенно открывается сознанию чело­веческому, и мы должны говорить о развитии религиозного опыта и религиозного мышления».

Фрагмент из работы русского философа Владимира Сергеевича Соловьёва (1853-1900)

  • Почему, по мысли философа, доказательства бытия Бога не могут быть достоверными?
  • Как ты понимаешь идею постепенного развития религиозного опыта и религиозного мышления?
  • Почему человек верит в возможность вмешательства сверхъестественных сил в свою жизнь?



Государство гарантирует свободу вероисповедания, всем верующим возможность свободно отправлять свой культ.


Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества .


Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества .


Свобода Совести

Свобода выбора религии закреплена правом,

получившим название права на свободу совести.

4.Свобода совести и свобода вероисповедания.

Право на свободу совести, так же как и

право на свободу убеждений, мысли и

слова, относится к гражданским правам.

Свобода совести предполагает свободу

религий, атеизма, отсутствие единой,

обязательной для всех религиозной

веры или обязательного неверия

Факультативно

по желанию

граждан в любом

учебном заведении

В некоторых

негосударственных

заведениях, частным

образом на дому или

при религиозном

объединении

Для того, чтобы

не ущемлять интересы

неверующих, существуют

2 вида религиозного

обучения

Свобода совести является одним из основных гражданских

Прав человека и означает прежде всего свободу индивидума

От любого идеологического контроля, право каждого для себя

Выбирать систему духовных ценностей


Проверь себя

  • Что такое религия?

2. Что характерно для религиозной веры?

3. Каково значение религии в жизни общества?

4. Перечисли и кратко охарактеризуй основные виды религиозных организаций.

5. В чём заключается принцип свободы совести? Как он реализован в нашей стране?


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Литература

  • Обществознание. 8 класс: учеб , для общеобразоват. Организаций/ [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; . – 5-е изд. - М. : Просвещение, 2017. - 255 с
  • Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. 4 издание. М.: - Просвещение, 2017
  • Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: 0-28 учеб, пособие для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2016. - 174 с.
  • Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы
  • Иллюстрации из сети Интернет.
  • Краюшкина С. В. Тесты по обществознанию: 8 класс: к учебнику под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. И. Городецкой «Обществознание. 8 класс». ФГОС (к новому учебнику) / С. В. Краюшкина. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Из­дательство «Экзамен», 2017. - 191, с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

©шаблон презентации,

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Зензелинская СОШ»

Манаева Жанна Гимрановна

Урок по обществознанию.

(8 класс)

Тема урока: « Религия как одна из форм культуры».

Цели урока:

Обобщить и систематизировать знания о религии.

Раскрыть специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе.

Охарактеризовать основные типы религиозных организаций.

Раскрыть смысл свободы совести и свободы вероисповедания.

Необходимые ресурсы, материалы:

1. Программы, необходимые для запуска проекта на компьютере: Microsoft Word; Office 2003(2007); Power Paint.

2. Дополнительные устройства: компьютер, Мультимедийный проектор, экран.

3. Материалы: мультимедийные презентация учителя и учеников подготовленные на уроках информатики.

Подготовительная работа: Подготовка учащимися дополнительно дома. Ученики готовят сообщения и материалы по теме «Мировые религии»: буддизм, ислам и христианство.

Основные понятия: Религия, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм.

Оборудование: мультимедийный проектор, Библия, Коран, иконы, раздаточный материал для учащихся в виде информационной таблицы для самостоятельного заполнения, отрывков из Библии, Корана, наставлений Будды.

Ход урока:

I.Организационный момент

II. Изучение нового материала:

Учитель: Тема нашего сегодня урока «Религия как одна из форм культуры» (слайд 1)

Цели урока(слайд 2)

Обратите внимание на план урока (слайд 3)

Определение понятия « религия».

Особенности религиозной веры.

Функции религии.

Религиозные организации и объединения.

Свобода совести, свобода вероисповедания.

Вопросы по данной теме: (слайд 4)

Что такое религия?

Когда появились первые религии?

Что им было свойственно?

1. Первый пункт плана

Учитель: А давайте подберем слова, которые подходят к пониманию слова «религия».

Вера Крест Бог Душа Секта

(ответы детей: секта, вера, бог, душа, крест и т.д.)

Учитель . Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.

Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно сорок тысяч лет назад.

На определенном этапе развития религии появляется такой социальный институт, как церковь, которая объединяет людей одного вероисповедания, формирует единые каноны, догматы, нормы поведения.

Большое значение религия имеет и в наше время.

Учебник трактует слово «религия» в двух значениях (рубрика «мнение»). Одни исследователи переводят это слово с латинского как «связывать», то есть оно обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного (божественного) миров.

Согласно другому толкованию, религия - это «набожность, святыня, предмет культа».

Попробуйте самостоятельно определить смысл слова «религия», опираясь на эти переводы с латыни (предполагаемые ответы детей: для меня религия – это вера и эта связь между мною и Богом).

Учитель: ответим на вопрос: Что такое религия?

(слайд 5)

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. (записать в тетради).

Исторические формы развития религии.

Племенные

Национальные

Мировые

Перечислите мировые религии (слайд 6)

Христианство

Ислам

Буддизм

Презентация учеников (три презентации)

2.Второй пункт плана: Особенности религиозной веры (слайд 7)

Учитель:

Убежденность в существовании сверхъестественных сил;

Убежденность в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и общества в целом;

Убежденность в возможности контакта человека со сверхъестественными силами.

Учитель задает вопрос по третьему пункту плана.

3. Функции религии.

Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих? (слайд 8)

Практическая работа.

Заполните таблицу «Функции религии». Стр. 78 учебника.

(слайд 9) и ответы


Подписи к слайдам:

Религия как одна из форм культуры. Урок учителя истории и обществознания МБОУ « Зензелинская СОШ» Манаевой Ж.Г.

Цели урока. Обобщить и систематизировать знания о религии. Раскрыть специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе. Охарактеризовать основные типы религиозных организаций. Раскрыть смысл свободы совести и свободы вероисповедания.

План Определение понятия « религия». Особенности религиозной веры. Функции религии. Религиозные организации и объединения. Свобода совести, свобода вероисповедания

Что такое религия? Когда появились первые религии? Что им было свойственно?

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. Исторические формы развития религии. Племенные Национальные Мировые

Племенные религии – один из исторических типов религий. Рода – племенные религии сложились в условиях первобытнообщинного строя. в настоящее время рода - племенные религии распространены у некоторых народов Азии, Африки и т.д. Национальные религии – распространенные в пределах одного государства или имеющие последователей преимущественно среди представителей одной нации Мировая религия – религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов. в настоящий момент этим термином обозначаются только три религии.

Перечислите мировые религии Христианство Ислам Буддизм

Религиозная вера: Убежденность в существовании сверхъестественных сил; Убежденность в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и общества в целом; Убежденность в возможности контакта человека со сверхъестественными силами.

Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих? Практическая работа. Заполните таблицу «Функции религии». Стр. 78 учебника.

Функции религии Функция Её сущность Пример Регулирующая Регулирует поведение людей в обществе посредством религиозных норм. Библейские заповеди: «не убий», «не укради». Воспитательная Воспитывает человека, побуждает к развитию определенных положительных качеств. Воспитание доброты, милосердия, умеренности. Мировоззренческая Определенный взгляд на мир, сущность человека и его место в мире. Библейские легенды о сотворении мира, человека и т.п. Психологическая (компенсаторная) Снимает тяжелое психологическое состояние человека, позволяет ему почувствовать облегчение. Посещение богослужения, церковные обряды. Коммуникативная Религия способна избавить человека от одиночества. Взаимодействие с другими верующими в рамках религиозной общины, молитва. Интегративная Объединяет людей. Роль Православной церкви в процессе объединения русских земель в XIV-XV в. Функция Её сущность Пример Регулирующая Воспитательная Мировоззренческая Психологическая (компенсаторная) Коммуникативная Интегративная

Обратите внимание на христианские заповеди. Актуальны ли они сегодня? Какие функции религии реализуются посредством этих заповедей? - Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. - Не убивай. - Не прелюбодействуй. - Не кради. - Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. - Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

цитаты из разных священных книг БРАХМАНИЗМ: «Не делайте другим того, что было бы больно вам, если бы сделано было вам» (Махабхарата). БУДДИЗМ: «Не причиняйте другим того, что самим кажется больно» (Удана-Варга: 5, 18). ДАОСИЗМ: «Пусть удача вашего соседа станет для вас удачей, а потеря вашего соседа – для вас потерей» (Тай Шанг Кан Йинг Пиэн). ЗОРОАСТРИЗМ: «Только тот по природе хорош, кто не делает другим ничего, что нехорошо для самого себя» (Дадистан-и-диник, 94:5), ИСЛАМ: «Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того же, чего желает себе» (Сунна). ИУДАИЗМ: «Что ненавистно вам, не делайте ближнему своему» (Талмуд, Шаббат, 31 а). КОНФУЦИАНСТВО: «Не делайте другим того, чего не хотите, чтобы они делали вам» (Аналекты, XV, 23). ХРИСТИАНСТВО: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Новый Завет. Евангелие от Матфея 7:12).

Толерантность – это проявление людьми терпимости по отношению к представителям другой культуры и традиций.

Религиозные организации и объединения. -церковь -секты -организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера. На 2010 год в России зарегистрировано 23 494 религиозных организаций. Правовое положение религиозных организаций регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Церковь иерархия в Русской Православной церкви Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального религиозного лидера. У многих церквей есть определенная территориальная структура.

Любая церковь вырабатывает систему непреложных основ вероучения (догматов) и обрядов. Крещение Хадж

Секта Возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена, причем ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации. Для секты характерны: - замкнутость, - обособленность, - претензии на исключительность своей роли, - абсолютная нетерпимость к инакомыслию

В ЧЁМ СОСТОИТ ОПАСНОСТЬ МНОГИХ СУЩЕСТВУЮЩИХ НЫНЕ СЕКТ? Секты достаточно жестко контролируют жизнь своих приверженцев, иногда лишая их возможности распоряжаться своим имуществом, свободно действовать, мыслить, общаться, творить.

По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года население РФ распределяется по религиозной принадлежности следующим образом: Православие - 75 % Ислам - 5 % Католицизм, Протестантизм, Иудаизм, Буддизм - по 1 % и меньше Неверующие - 8 %

Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного- богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д. Свобода совести- право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом. Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма.

Конституция РФ статья 28 Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Конвенция ООН о правах ребенка. Ст. 14 . Свобода мысли, совести и религии. Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей.

Поразмышляем! «Смысл веры не в том, чтобы поселиться на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в себе». Т. Харди (1840-1928), английский писатель.


1.Запиши определение понятия.

Религия- это совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога, сверхъестественных сил, а также соответственно поведение и действия.

2. Что характерно для религиозного сознания?

Вера в Бога, определенные обряды, молитвы.

3. Какие функции в жизни человека и общества выполняет религия? Перечисли функции и приведи примеры реализации каждой из них. Заполни таблицу.


4. Прочитай приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выбери из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Религия- одна из форм 3 (А), способ практически - духовного освоения мира индивидом, 6 (Б), обществом в целом.
В структуре религии выделяются
2 (В), культ, религиозные отношения, институты и организации. Религиозное сознание предполагает веру в наличие 5 (Г), влияющих на деятельность индивида и общества, возможность общения с этими силами и воздействия на них. Благодаря религиозной вере определённые персоны, предметы, тексты наделяются религиозным значением и 1 (Д) и включаются в культ.
Учёные выделяют политеистические
4 (Е) и монотеистические (единобожие) религии. Различают также племенные или архаические (шаманизм, знахарство, магия и др.), национальные (например, индуизм, иудаизм) и 7 (Ж) (буддизм, христианство, ислам).

Выбирай последовательно одно слово за другим, заполняя каждый пропуск.

1) символический смысл
2) религиозное сознание
3) духовная жизнь
4) многобожие
5) сверхъестественные силы
6) социальная группа
7) мировые религии

А-3 Б-6 В-2 Г-5 Д-1 Е-4 Ж-7

5. Прочитай извлечения из Федерального закона РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" и выполни задания.

Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания.

1. В Российской Федерации гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними...
3. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.
4. Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.
5. Никто не обязан сообщать о своём отношении к религии.... Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воли и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих....

Статья 4. Государственные и религиозные объединения.

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

1) Что, согласно закону, включают в себя свобода совести и свобода вероисповедания (подчеркни соответствующее положение закона)?

2) Предположи, почему несение военной службы для верующих в случае необходимости заменяется альтернативной гражданской службой, а не отменяется совсем.

Закон одинаков для всех. Поэтому отменить несение военной службы нельзя. Можно только заменить её.

3) С какой целью, по твоему мнению, в законе специально оговаривается право граждан не разглашать своё отношение к религии?

Выбор религии - это личное дело каждого человека.

4) Как закон защищает права несовершеннолетних (подчеркни соответствующее положение закона)?

Почему это необходимо делать?

Запрещается вовлечение в религиозные объединения вопреки воле несовершеннолетнего и без согласия родителей.

5) Что, согласно закону, означает понятие "светское государство" (подчеркни соответствующее положение закона)?


6. Социологи опросили 1600 россиян с целью узнать их отношение к религии. Оказалось, что часть опрошенных, заявивших о своей вере в Бога, верят ещё и в другие сверхъестественные силы. Полученные данные приведены в диаграмме. Проанализируйте данные опроса.

1) Какое количество опрошенных верит только в существование Бога?

56%

2) В какие ещё сверхъестественные силы верят опрошенные?

В инопланетян, колдовство и магию.

3) Сделай три вывода из приведённых данных.

Меньше всего опрошенных верят в инопланетян. (6%)
Большинство верит только в Бога.
21% опрошенных верят в Бога и приметы.

4) Объясни один из своих выводов.

Всего 6% опрошенных верят в инопланетян, т.к. их существование до сих пор не доказано.



error: Контент защищен !!