Жизнь и предсказания схиархимандрита Зосимы (Сокура). Как все начиналось


Схиархимандрит Зосима, в миру Иван Сокур, - высокодуховный и прозорливый старец. Добрые, сердечные, простые и поучительные слова, которые при жизни говорил отец Зосима, открывают нам мир подлинной христианской духовной жизни, заключенный в покаянии, молитве, милосердии, сердечном плаче и любви к ближним.


Старец грозно обличал страсти и пороки современного мира, обращая свой праведный гнев на раскольников-автокефалистов, раздирающих Христов хитон. Как гром звучало с амвона его пастырское слово, призывая православных твердо стоять в вере.

Отошел старец ко Господу 29 августа 2002 года. Не желая омрачать великий праздник Успения Пресвятой Богородицы, он вымолил себе еще один день жизни, продлив мучительные страдания, которыми его на закате дней посетил Господь, и мирно преставился в день Всемилостивого Спаса, незадолго до дня своего рождения.


В обители были посажены райские яблони, которые зацвели в годовщину кончины старца
Старец любил говорить, что после его кончины большие алтарные часы, своеобразная достопримечательность обители, остановятся. Так и произошло. Когда из больницы пришло печальное известие о кончине старца, часы показывали время 23-45 (по уточненным после публикации данным, в заголовке время указано не совсем верно). Часы остановились: время замерло, навсегда зафиксировав скорбный час отшествия старца в блаженную Вечность. В настоящее время эти часы находятся в алтаре Васильевского храма.


Примечательным является и тот факт, что о своей грядущей кончине отец Зосима говорил чадам и таким образом: «Когда увидите икону св. пр.Иоанна Кронштадтского с кропилом, значит, настала пора мне уходить». «Батюшка, да такого быть не может, - нет такой иконы», - смущались его чада. Однако в скором времени некие благотворители из России принесли ему в дар икону св. пр. Иоанна Кронштадтвского в полурост, на котором он изображен держащим в руках кропило. Икона дореволюционного письма, написанная на двух шпунтованных досках. Все поняли, что час пробил…
Обратимся к биогафии старца, славные вехи которой очень поучительны.
Иван Алексеевич Сокур (так звали отца Зосиму в миру) родился в с. Косолманка Верхотурского района Свердловской области 3 сентября 1944 года. Отец его в этот же год погиб на фронте. Мать, Мария Ивановна, в будущем схимонахиня Мариамна, была крестьянкой. Она была христолюбива и поддерживала дружеские отношения с монахинями, за что была посажена в тюрьму. Там, в больнице, у нее и родился сын. Первоначально его хотели назвать Фадлеем в честь апостола, но знакомые матери, побывавшие в Киево-Печерской Лавре, получили благословление от схиигумена Кукши назвать малыша Иоанном – в честь Крестителя Господня Иоанна.


С 1951 года будущий старец жил в г. Авдеевке Донецкой области, где с отличными отметками окончил школу в 1961 году. Там проживала родная сестра матери, которая была монахиней, и звали ее Антониной. Когда-то она была духовной дочерью святого праведного Иоанна Кронштадского. Не сразу вступил он на священнический путь. Сначала, с 1961 по 1964 год, он проучился в сельскохозяйственном техникуме и даже успел поработать ветеринаром. Потом по благословению своего духовного наставника стал послушником Киево-Печерской Лавры. Там по воле Божьей он попал в келью, где когда-то жил до своей кончины схиигумен Кукша (Величко), прославленный в лике святых как прп. Кукша Одесский. Духовник Ивана, схиигумен Валентин, предрек в его жизни много событий, которые произошли впоследствии, и, можно сказать, изменили всю его жизнь.
Первоначально будущий старец пытался поступить в Московскую духовную семинарию, но власти активно препятствовали этому. Гонимый органами госбезопасности, Иван Сокур переехал в Новосибирск и служил год иподьяконом у архиепископа Павла (Голышева).


В 1965 году он поступил в Ленинградскую духовную семинарию, сразу на второй курс, а в 1974 г. в Ленинграде окончил духовную академию и, защитив диссертацию на тему: «Валаамский монастырь и его церковно-историческое значение», получил степень кандидата богословских наук. В 1975 году митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим совершил монашеский постриг студента четвертого курса академии Ивана Сокура в монашество в честь Савватия Соловецкого. Спустя некоторое время он был рукоположен в диаконы, а позже - в иеромонахи.


Праздник Успения Божией Матери отмечается в обители почти так же торжественно, как Пасха

Непосредственно после учебы будущего старца направили в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь. Но тяжелая болезнь матери заставили иеромонаха Савватия подать прошение о переводе в Ворошиловградско-Донецкую епархию, в клир которой он был принят 25 декабря 1975 года, получив место сельского священника в храме святого благоверного князя Александра Невского в с. Александровка Марьинского района. Храм был чрезвычайно бедным, но тщанием отца Савватия в нем появилось множество прихожан, а вскоре был осуществлен необходимый ремонт и совершены все нужные для жизни церкви закупки. Был воздвигнут иконостас, приобретены кресты, новые иконы, разнообразная утварь.Впоследствии Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион (Шукало) вспоминал: «Меня всегда поражало его храмостроительство. Куда бы он ни пришел служить, везде сразу же затевал капитальные ремонты и строительство. Помню, как в 1980 году, когда я служил еще псаломщиком в Свято-Успенском храме Донецка, на пра здник Почаевской иконы Божией Матери мы поехали к отцу Савватию в Александровку - на освящение нового престола. Ему удалось сделать этот престол в тот самый период, когда церкви в СССР только закрывали да разрушали. По тем временам это было чуть ли не сенсацией».

Видимым образом отец Савватий совершил чудо, достойное Господа: подвиг восстановления храма. Все это время он жил при храме, и мама, обитавшая в Старомихайловке, нередко приезжала к нему на службу. Она любила молиться, стоя справа у алтаря, и, когда исполнились назначенные Господом сроки, отец Савватий постриг ее в великую схиму. О миролюбии и кротости матушки Мариамны ходили легенды.По словам бывшего алтарника Александровского храма, в настоящее время игумена Зинона, она была человеком высокой духовной жизни, настоящим Ангелом. Схимонахиня Иннокентия, много лет трудившаяся при Александровском храме, вспоминала: «Очень хорошая, обходительная, гостеприимная. Батюшка часто повышал голос, когда его не слушали или что-то не так делали. Матушка Мариамна ему: «Что ты кричишь, нельзя так людям грубить. Надо с людьми нормально разговаривать». Но батюшка и накричит, и поругает, и пожалеет всех. Одновременно и строгий и добрый был».


В Успенской Николо-Васильевской обители, основанной отцом Зосимой.

Схимонахиня Мариамна отошла ко Господу в 1981 году в конце Петрова поста, в канун праздника святых первоверховных Апостолов Петра и Павла во время чтения Псалтири и была погребена в Александровке недалеко от храма.
Священноначалие по достоинству оценило самоотверженный труд ревностного иеромонаха. В В 1977 году будушего старца наградили наперстным крестом, в 1980 он был возведен в сан игумена, а в 1983 году награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени, в 1984 году – палицей. Советским властным структурам такая активная и смелая деятельность сельского священника не понравилась, поэтому его не раз смиряли, подвергая всевозможным унижениям.Однако гонения только укрепили его в подвиге крестоношения. Тогда отца Савватия стали переводить из одного прихода в другой, чтобы лишить паствы и сломить дух неудобного для них священника. Скорби подорвали его здоровье, но не сломили дух.


Интерьер храма

В 1985 году он был назначен настоятелем Рождество-Богородичного храма в с. Андреевка Великоновоселковского района. Едва обосновавшись на новом месте, после Пасхи 1986 года, вновь переведен, на этот раз в Свято-Троицкий храм г.Макеевки, получив вскоре назначение настоятелем Свято - Покровского храма пос. Андреевка г. Снежное.
22 ноября 1986 года батюшка был определен настоятелем Свято-Васильевского храма села Никольское Волновахского района. Приехал в Никольское отец Савватий в самом конце ноября 1986 года, и служил первый раз в Васильевском храме на праздник Введения Пресвятой Богородицы. Здесь, наконец, он обрел пристанище до исхода своих дней.

Впереди предстоял великий молитвенный и созидательный труд.
Уже подмораживало, а в полуразрушенном храме, как и в настоятельском доме с зияющими выбитыми стеклами, которые пришлось заткнуть матрасом, было холодно, гулял пронизывающий ледяной ветер.Кругом царила мерзость запустения.В лучших традициях безбожных времен непосредственно у входа размещались отхожее место и огромная мусорная куча. Прекрасный майоликовый иконостас, являвшийся украшением Васильевского храма до революции, был варварски разбит и выброшен, а его место заняла обыкновенная фанерная доска.
Еще долго в земле находили осколки этого уникального иконостаса, которые батюшка собирал и хранил, как святыню, в алтаре. Казалось, для того, чтобы восстановить поруганный храм, нужно будет потратить много времени и вложить огромные средства. Но то, что не под силу человеку, возможно Господу. Уже в 1988 году здесь была возведена крестильня, выстроены настоятельские покои и трапезная для паломников, которых становилось все больше и больше. Они притекали к любвеобильному игумену за добрым словом и мудрым советом, и никто не отходил неутешенным.
Меж тем в 1989 году церкви был передан Никольский храм, который оказался в еще более ужасном состоянии. Фронт работ ощутимо увеличился, но это только удесятеряло усилия игумена Савватия.И усилия эти были оценены по достоинству.
В 1990 году подвижник, возрастая из силы в силу в меру возраста духовного, был возведен в сан архимандрита. Это не заставило его возгордиться. Напротив, восприняв это как некий аванс в счет будущих дел, он усилил молитвенное рвение и а в 1992-ом епископом Донецким и Славянским Алипием был пострижен в схиму. Православному миру явился схиархимандрит Зосима: с этим именем он навсегда вошел в историю старчества.
Годы созидания продолжались. Начало будущей обители положила обустроенная отцом Зосимой в 1997 году богадельня, где обрели пристанище немощные люди, оставленные на произвол судьбы. Чтобы обеспечить им достойный приют в старости, в аренду у сельсовета был взят Дом временного проживания, расположенный неподалеку от храма.


Проживающие там монахи и монахини радуют бодростью духа и очевидной ухоженностью. Они с благодарностью поминают старца Зосиму, которого многие сподобились знать при жизни.


В 1998 году, на Крестопоклонное воскресенье схиархимандрит Зосима попал в реанимацию с острой почечной недостаточностью: отказали почки. Старец умирал.
В этом тяжёлом состоянии он пережил то, что принято называть клинической смертью. Как вспоминал сам Батюшка, он уже видел небесные обители, слышал неописуемое по своей красоте ангельское пение (только Великое Славословие напева Киево-Печерской лавры отдалённо напоминает это чудное пение – говорил он).
За порогом этой жизни он встретился со своим сотаинником и сомолитвенником – схиархимандритом Феофилом, который и вернул его обратно, на землю:
- Тебе ещё рано, по тебе вся земля плачет.
Неизвестно, было ли о.Зосиме откровение, или просто после возвращения из потустороннего мира он по-другому посмотрел на вещи – но он принялся за строительство монастыря. Достоверно можно сказать одно, что он ничего не делал без указания Господа, без воли Божьей, которая ему открывалась в молитве.
Господу было угодно, чтобы этот изнемогающий Старец совершил практически невозможное. То, на что он не мог решиться и при относительном здравии – воздвиг небесную обитель на земле, райский уголок для земных ангелов, как называют монахов.
«Из уст в уста передавайте о его молитвах, поучениях, деяниях – из поколение в поколение, ибо среди нас жил воистину великий человек: духовник, монах, наставник, друг, брат и отец…» Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион.

В 1998 году схиархимандрит Зосима был официально назначен назначен духовником Донецкой епархии и членом Епархиального совета. В ознаменование высоких заслуг перед Господом 26 марта 1999года его наградили орденом Нестора Летописца, 20 апреля 2000 - правом ношения второго креста с украшением, а к 2000-летию Рождества Христова – орденом «Рождество Христово – 2000» I степени.
В этом же году был официально зарегистрирован женский Свято-Николаевский, а в 2001 - Свято-Васильевский мужской монастыри, под благодатным покровом которых собрались. Первым наместником которого и стал приснопоминаемый схиархимандрит Зосима. Свято-Успенская Николо-Васильевская обитель с братскими и сестринскими корпусами была освящена.

Последние годы жизни старец тяжело болел и 29 августа 2002 года отошел ко Господу. Господь открыл ему время кончины, о чем он неоднократно говорил опечаленным чадам, приуготовляя их к этому печальному событию. Он был погребен на территории отстроенной им монастырской обители в небольшой часовенке.

Его детище – монастырь до конца был приведен в порядок только в 2008 году. Освятить его приехал сам Патриарх Кирилл, который лично знал отца Зосиму и с большим теплом о нем отзывался.

О жизни этого выдающегося прозорливого старца украинский телеканал КРТ создал удивительные фильмы: «Дорога, длиною в жизнь», «Поминальная молитва». Издательство Сретенского монастыря в 2005 году выпустило книгу «Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси». В 2013 году вышла вторая часть книги этого же издательства о старце под названием «О чем скорбит душа».


Сегодня уже много лет прошло со дня его кончины, и только теперь многие его пророческие слова стали до боли в сердце понятными, так как сбылись его самые роковые предсказания. Отец Зосима (Сокур) предрек, что прославится в лике святых в 2000 году царская семья Романовых. Из проповедей мы слышим, как он говорит о том, что конец приближается. Времена Антихриста уже подготовили свои жуткие бедственные сценарии, которые уже вот-вот начнутся.

Сегодня, день памяти отца Зосимы обитель посетил правящий архиерей, Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. Он возглавил заупокойную Литургию, посвященную памяти старца

Предсказания схиархимандрита Зосимы

Война, как гнев Божий, обрушится на наш народ. Блаженны будут те, которые не рождали, ибо это означает, что дети, которые сегодня появляются на свет, умрут мученической смертью. Отец Зосима (Сокур) предсказывал кровь, тяжелую жизнь и горе со слезами. Сегодня бомбы падают на Сербию, завтра будут бомбить Киев и до Москвы доберутся.

Скоро преступников будет больше, чем просто нормальных людей. Везде – оружие, человек со стеклянными глазами может выстрелить в другого человека ради забавы. Падение нравов в обществе. Готовится предательство Церкви, Родины и всего святого.

Но монашество будет стоять войском против антихристовых слуг до самого скончания века. Много еще преподобномучеников и сподвижников иноков будет, именно они мужественно встанут в тот момент, когда все поклонятся Антихристу.
Отец Зосима (Сокур) вдохновил всех своих чад словами, что силы Антихриста не одолеют Православную Церковь. Светильники истиной веры будут гореть всегда на нашей святой земле. Главное – находиться в лоне Русской Патриаршей церкви и ее незыблемых канонов.

Многие в России знали его, а на Украине его знали все и почитали, как в России о. Николая Гурьянова, ездили к нему так же, как к о. Николаю со всеми своими скорбями, получая исцеления и узнавая о своем будущем. Почил Зосима через 3 дня после о. Николая. Дату кончины ему Господь открыл заблаговременно.


Оставленное им завещание является важным документом всей Русской Церкви:
«Строго держитесь Русской Православной Церквии Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси.
В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, беззаконная или «законная», автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским.
Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия - служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, т. к. они не каноничные и беззаконные.

Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви - правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление под омофор Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор.
Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность.


Заупокойная панихида по почившему старцу

В монастырях создать действенную Воскресную школу для подрастающих детей, нашего будущего. Телевизоров и прочей сатанинской видеотехники в монастыре никогда не должно быть.


В обители основными языками должны быть церковнославянский и русский, остальные - по мере необходимости.
Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, дорогие братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви - в ней спасение…».



А вот эти беседы были записаны в Свято-Успенском Николо-Васильевском монастыре 14 лет назад, но кажется, что схиархимандрит Зосима говорит с нами из сегодняшнего дня. Говорит о национализме, бандеровцах, раскольниках, любви, ненависти, Дне Победы, о западе и о Солнце Правды - Господе нашем Иисусе Христе.


«Прости нас, Господи! Ты нам принес любовь и мир, а мы зло и ненависть сеяли. Ты принес нам на землю смирение, а мы в гордости своей погибаем. Ты любовь принес - а мы ненавидим и презираем друг друга.


Прости нас, Господи, за наше разоренное Отечество. Что нас, русских людей, делают искусственными врагами, - а ведь мы все в единой купели Киевской Руси, а не Украины, крещены. Днепр святой - для нас священная река. Днепр святой объединяет три нынешних народа. Днепр святой - это наш русский Иордан. Прости нас, Господи, что вражду мы сеем - москали, хохлы и прочие народы - когда мы все единая Русь святая», - говорил старец Зосима 12 лет назад, Великим постом 2002 года.


После трапезы всем паломникам и прихожанам благословили календрики.
Приезжайте в Никольское! Скоро у батюшки - день рождения (3 сентября). Проезд из Киева Мариупольским поездом до Волновахи, затем - 20 минут на маршрутке, и вы - в удивительной обители. На блокпостах досматривают только молодых мужчин, но пропускают всех.
Приезжайте, - не пожалеете!



Фотографии для публикации предоставил Сергий Фрич

Иван Алексеевич Сокур (так звали старца в миру) родился 3 сентября 1944 года в селе Косолманка Свердловской области. В 1961 году окончил среднюю школу в городе Авдеевка Донецкой области. Затем учился в Донецком сельхозтехникуме и занимался гражданской работой. С 1968 по 1975 год учился в духовных семинарии и академии в Ленинграде. Академию окончил со степенью кандидата богословия и принял монашеский постриг с именем Савватий, был рукоположен сначала в иеродиаконы, затем - в иеромонахи. После учебы несколько месяцев прослужил в Одессе, после чего в декабре 1975 года был принят в клир Ворошиловградско-Донецкой епархии. В 1980 году возведен в сан игумена, в 1990-м - в сан архимандрита. 21 августа 1992 года был пострижен в схиму с именем Зосима.

Пять лет назад в Святое Воскресенье нам довелось поклониться православной святыне в селе Никольском Волновахского района, близ Донецка, где стараниями этого удивительного человека возрождены, даже созданы два монастыря. Почивший 29 августа 2002 года, в день попразднования Успения Богородицы, что и предсказал, 58-летний старец Зосима снискал немалую славу среди православных. И хотя его уже при жизни называли донбасским, донецким святым, о нем знали в Иерусалиме и на Святом Афоне, в Москве и Киеве. И приезжали к нему за спасительным словом, советом, помощью, благословением - порой весьма издалека. Теперь в часовню, где он покоится, стекаются люди просить молитвенной помощи старца - так же, как приходили к нему при его жизни.

Удивительно, но, в сущности, за 6 последних лет жизни отец Зосима, возродив и старые храмы, возвел посреди донецкой степи почти что лавру. Причем, как сказали бы сегодня, с «евростандартом». Здесь все благолепно - старые и новые храмы, современного вида жилые и административные строения и растительные насаждения. Березовая аллея здесь приведет вас к огромному белому собору Успения Богородицы - копии одноименного собора Московского Кремля. Мы стоим перед Успенским собором Никольского монастыря и вспоминаем итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти, даровавшего нам эту московскую красоту и самого, в свою очередь, вдохновившегося Успенским собором древнего Владимира. Тогда в Успенском соборе в Никольском, как водится на Пасху, был открыт алтарь, открыт пасхальный праздничный хлеб, а также икона «Сошествие во ад», - единственный иконописный образ главного праздника Православия. Страшное название, не правда ли? Не к сегодняшней ли нашей жизни?

Мы помним слова старца Зосимы, всегда призывавшего православных Украины не покидать покровительства Московского Патриархата, а коль впавшие в ересь самосвятства отщепенцы продолжат речь о так называемой «поместной церкви», оставаться монастырями и даже отдельными приходами под каноническим омофором, а не уходить под самостийный, выдуманный амбициозными и тщетными умами.

Старец был удивительным подвижником и ревнителем Православия, прозорливцем, основателем Успенской Свято-Васильевской и Успенской Свято-Николаевской обителей в Донецкой епархии. Многие в России знали его, а на Украине его знали все и почитали, как знаменитого отца Николая Гурьянова, ездили к нему так же, как к отцу Николаю со всеми своими скорбями, получая исцеления и узнавая о своем будущем. Да и почил он через три дня после отца Николая. Дату кончины ему Господь открыл заблаговременно. В последние дни старец Зосима раздавал множество указаний (как потом стало понятно, посмертных) братьям и сестрам обителей, всем, кого встречал по пути на службу и с кем виделся в келлии. Одной женщине, например, сказал, чтобы она через 2 дня начала печь пироги и пекла бы их 40 дней без перерыва.

Философская мудрость, сила веры и знание пути для спасения души человеческой сделали его старцем уже в 40 лет. Ведь старец в Православии - это не старый, а мудрый человек, отличающийся прозорливостью и особым молитвенным даром.

Нечего нам ныть, что Бог жестокий, не простит, не помилует - ложь это всё. Бог долготерпелив и многомилостив, Бог всех нас ждет

Отец Зосима просил нас о покаянии, об исправлении нашей собственной жизни, говорил о том, что мы должны уныние и отчаяние полностью гнать от себя. «Свет Христов, радость Христова да сопутствуют нам. Нечего нам ныть, что Бог жестокий, не простит, не помилует - ложь это всё. Бог милостив, долготерпелив и многомилостив ко всем нам, Бог всех нас ждет. Ждет, простирает руки, чтобы мы пришли, дети заблудшие, в объятия Отчие. Отец Небесный прощает, милует и возвращает нам потерянное Царство Небесное».

Имевшие великое счастье общаться со старцем Зосимой возвращались в мирскую жизнь добрее, чище, светлее. Он лечил людские души, тем самым исцеляя тела. Он безгранично любил людей. Всех. И тех, кто пытал его, заставляя стоять сутками босиком на бетонном полу, и тех, кто посылал служить из прихода в приход, подальше от магистралей и цивилизации - чтобы быстрее сломить.

Он крестил детей своих палачей. Он пережил четыре клинические смерти. Он умирал, а потом вставал и служил

Он нес свой крест достойно, не колеблясь в вере. Он крестил детей своих палачей. Он пережил четыре клинические смерти и борьбу с болезнью. Он умирал, а потом вставал и служил. Врачи становились верующими, общаясь с ним и поражаясь его мужеству.

Он был духовным отцом священства всей Донецкой епархии, братии и сестер двух основанных им монастырей, а также любимым батюшкой множества мирян, повсюду следовавших за ним на протяжении четверти века.

«Меня всегда поражало его храмостроительство, - рассказывал митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион (Шукало). - Куда бы он ни пришел служить, везде сразу же затевал капитальные ремонты и строительство. Помню, как в 1980 году, когда я служил еще псаломщиком в Свято-Успенском храме Донецка, на праздник Почаевской иконы Божией Матери мы поехали к отцу Савватию в Александровку на освящение нового престола. Ему удалось сделать этот престол в тот самый период, когда церкви в СССР только закрывали да разрушали. По тем временам это было чуть ли не сенсацией».

По сообщению журналиста С. Голохи, с благодарностью принимая помощь и пожертвования от меценатов, старец, однако, беспокоился не только о благолепии своей обители, но наказывал благодетелям позаботиться и о других храмах и монастырях. Сначала он благословил восстановить Свято-Успенский монастырь в донецком Святогорске, помочь отреставрировать русский Свято-Пантелеймоновский монастырь на Святой Горе Афон и Горненский монастырь Русской Миссии в Иерусалиме, и только потом было развернуто широкое строительство в Никольском.

«Первое, что мне врезалось в память, - вспоминал один паломник о батюшке, - это когда немощного старца под руки привели в «крестилку», он едва сидеть мог, и вот первые слова, которые я от него услышал: "Любовь превыше всего, - и опять повторил, - любовь превыше всего..."»

Что такое христианская любовь? Это когда всех жалко...

«Научись, - наставлял отец Зосима в записочке, - терпению и молитве. Живи чисто. Бог любит чистоту. Воспитывай в себе христианскую тихую любовь и жалость. Что такое христианская любовь? Это когда всех жалко...».

В проповеди о вечном блаженстве старец просвещал: «Господь такое уготовал вечное блаженство, что ни помыслить мы не можем, ни язык человеческий не может о нем рассказать - это глубокая тайна, иное измерение человеческого мышления, восприятия, совершенно непонятное чувство для живущих на земле. Лишь тогда, когда мы увидим это блаженство, тогда мы поймем, что Господь уготовал для всех любящих Его. Одно только можно сказать: это такое озарение восторга духовного, что на земле нет такого восторга. Когда ты восхитишься чем-то, когда ты поймешь что-то возвышенное, прекрасное - вот это состояние приблизительно что-то отдаленно напоминает... Господи, хоть частичку блаженств райских даруй и нам грешным по велицей милости Твоей!»

«Было уже начало двенадцатого ночи, когда я попал к батюшке, - вспоминал раб Божий Владимир. - Он вел непринужденную беседу, шутил, как вдруг неожиданно отключился, закрыв глаза. Я замер, боясь потревожить усталого батюшку. Через две-три минуты отец Зосима пришел в себя и сказал слова, поразившие меня: "Прости, у меня высокая температура - около 42 градусов, не выдерживаю, проваливается сознание". Получив наставление, около 12-ти я вышел от старца. Благословляя меня на сон грядущий, он произнес: "Ну, иди баиньки. А мне еще свое схимническое правило вычитывать"».

Весь 2001 год старец провел в реанимации. Только под великие праздники его на день-два доставляли в обитель. На Пасху того года схимника привезли из больницы в очень тяжелом состоянии. Возле храма несла дежурство реанимационная машина. Старцу становилось все хуже и хуже - он умирал. Врачи, которые были возле него, настаивали на том, чтобы немедленно вернуться в больницу. За 15 минут до полуночи отец Зосима облачился и отправился возглавлять Пасхальную службу.

Перед самой кончиной схимник сподобился некоего откровения. «Когда я умру, вы будете знать, - говорил старец братии, - часы на моем молитвенном столике в алтаре остановятся». В 23.45 остановилось сердце великого молитвенника. Без пятнадцати двенадцать остановились и часы на столике отца Зосимы в алтаре. «Так закончилось время его земной молитвы, так начался отсчет его молитвенного предстательства в блаженной вечности».

Виктор Янукович, познакомившийся с отцом Зосимой, будучи рядом на больничной койке, а потом обвенчанный старцем с супругой Людмилой, так сказал по кончине своего духовного наставника: «Отец Зосима - великий праведник. Человек с огромной душой, наделенный от Бога великим даром сострадания. Для меня знакомство и общение с отцом Зосимой всегда были большим счастьем. Этот человек обладал очень сильной верой и даром убеждения. Он умел по-отечески наставить, дать правильный совет. Я находил у него поддержку и понимание. Своей жизнью, верой, любовью к ближнему он вселял надежду и оптимизм в наши души. Учил не отчаиваться, не впадать в крайности, любить людей, свою родину, семью. Отец Зосима часто повторял: "Семья - ваш храм. Берегите его". Он учил быть терпимым, великодушным к врагам, милосердным и справедливым. Отец Зосима был духовным символом православного Донбасса. Верил и нас учил верить в единство и духовное единение всех славянских народов, в торжество правды и веры».

Ко мне и после смерти приходите, как к живому, все расскажите - и я услышу, помогу.

Старец Зосима не только «был», но и остается духовным символом Донбасса. Отойдя в мир иной, отец Зосима продолжает духовно окормлять нас, во исполнение собственных слов: «А ко мне и после смерти приходите, как к живому, все расскажите - и я услышу, помогу».

В своем известном духовном завещании старец указал нам: «Аз, грешный схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей - Успенского Свято-Васильевского мужского и Успенского Свято-Николаевского женского монастырей, оставляю последнюю свою волю: и по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания, храните все завещания, те священные традиции, ту особенность служб, записанные братьями и сестрами в монастырском уставе, сохраняя их до малейших подробностей и не допуская никаких отступлений. Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, - беззаконная или "законная", - автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским. Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия - служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные.

Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви, - правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор. Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность.

Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви - в ней спасение.

Всем даю из гроба прощение, Бог вас да простит и помилует по Его велицей и богатой милости. Кто приходил ко мне за духовным руководством, держитесь святой обители: братья и сестры помогут вам и наставят на путь спасения...

Подаю из гроба, бездыханный и безгласный, Мир, Любовь и Благословение Божие».

Митрополит Иларион в своем слове на годовщину блаженной кончины схиархимандрита Зосимы сказал: «Из уст в уста передавайте о его молитвах, поучениях, деяниях - из поколения в поколение, ибо среди нас жил воистину великий человек: духовник, монах, наставник, друг, брат и отец...»

«Святые… Странные они были», – думает современный человек. Одни раздавали все свое богатство и становились нищими; другие уходили в пустыню и за счастье почитали жить в одиночестве; третьи носили вериги , измождали себя аскетическими подвигами и находили свое счастье в этом ; иные терпели ужасные мучения, пытки, их лишали жизни, но и тогда они были счастливы, потому что с того момента для них открывалась дверь в Жизнь Вечную. Не правда ли, странные?.. А, между тем, все они были такими же людьми, как и каждый из нас. В чем же их тайна?

Что ожидали мы увидеть, отправляясь в паломническую поездку в республику Башкортостан? Знакомиться с нравом этой страны, как называли Башкирию в старые времена, уже можно начинать, колеся по ее дорогам. Башкирия – это бескрайние степи, сменяющиеся богатыми лесами; это край сельского хозяйства; это многочисленные крепкие деревни и добротные дома, проезжая мимо которых, видишь, как где-то в глубине блестит полумесяц на мечети. Удивляться не приходится, ведь в этих местах ведущими религиями являются ислам и православие – но все равно непривычно.

Каждый раз, проезжая новый населенный пункт, с ревностью и надеждой внимательно вглядываешься в вереницу домов, желая отыскать взглядом золотой купол православного храма. (Это позже мы узнали, в каком соседстве живут две эти религии: мусульмане приходят на богослужения в православные храмы, а бывает, что и получают исцеления от святынь) . Но вот очередной подъем в гору, и при спуске – то, чего так долго искал взгляд. В Покрово-Эннатский мужской монастырь близ села Дедово заходим с радостью – будто после долгого пути вновь пришли домой.

Особые чувства испытывает душа, когда находишься в новом храме. Нет, он построен не вчера и не на пустом месте. За его плечами, как сказали бы мы о человеке, а применительно к храму – за его куполами, алтарем, колокольней – долгая и святая история. В конце XIX века в эти места (ныне село Дедово Федоровского района Уфимской митрополии) приехали помещики Эннатские – Дмитрий и Софья. Так уж они были очарованы красотой здешней природы, что не только остались тут жить, но и решили поставить храм, да не просто храм, а великолепный собор. Построенному на заре революции храму суждено было просуществовать недолго. Но милостив Господь, и вот через десятилетия храм словно заново родился.

Строили наши предки на века, поэтому, когда в начале XXI века сюда приехал игумен Николай с братией, пред ними предстала картина скорее не разрушенного храма, а опустошенного: снесенные купола, выбитые окна, полная пустота внутри… Восстановить этот огромный собор, освященный в честь Покрова Пресвятой Богородицы, удалось только спустя семь лет. Сегодня все крупные строительные работы завершены – остались мелкие, косметические и самые приятные: повесить уже приготовленную икону, закончить настенную роспись – все это последние важные штрихи.

Покровский собор прекрасен при взгляде с любой точки. Можно неустанно любоваться им утром, когда нежные солнечные лучи восходящего солнца подкрашивают белоснежный храм теплыми розовыми и оранжевыми бликами. Можно уйти за несколько километров, на монастырские холмы, и встречать, словно плывущий по реке Ашкадар, храм-корабль.

В конце XIX века в храме было образовано сестричество, которое, разрастаясь с каждым годом, к началу ХХ века переросло в женский монастырь. Был сначала построен деревянный храм в честь святителя Николая, и уже после 1900 года, когда умер Дмитрий Эннатский, София решила строить этот красивый собор.

Оценивая величие собора, легко можно представить, как когда-то в монастыре проживало более трехсот сестер. На огромных монастырских угодьях располагался чудный сад, где росли яблоки разных сортов, малина, слива, смородина. В Малинке, как называли сестры участок леса, держали пчел, а в конце деревни стояли мельницы. Были и своя пекарня, и мастерские, из которых особо славились швейные.

Настоятельницей этой славной обители была матушка Зосима, в 2006 году прославленная в святом сонме преподобных. Когда в 1923 году большевики разгоняли сестер монастыря, а сам храм закрывали, матушке Зосиме было уже за 100 лет. Скончалась же святая угодница Божия на 116-ом году жизни. Удивительной была ее жизнь – такой же удивительной, как и ее любовь ко Господу.

Преподобная Зосима Эннатская

Имя Зосима в переводе с греческого обозначает «живой». Удивительная святая Уфимской епархии, преподобная Зосима Эннатская, прожила на земле 115 лет. Родилась она 1 марта 1820, а скончалась 1 марта 1935 года, будучи схимницей Покрово-Эннатского женского монастыря. Сегодня обитель как величайшую святыню хранит ее чудотворные мощи, а люди, притекающие к ним, желают узнать о старице как можно больше.

С детства отличалась подвижница кротостью, молчаливостью и отрешенностью от мирской суеты. Шли годы, Евдокии (так звали ее в миру) прочили замужество, но девица решительно отказывалась. Тогда отец выпорол ее плетью, и послушная дочь вышла замуж за небогатого и богобоязненного парня. Позже мужа убили на русско-турецкой войне, а единственный сын погиб на охоте. Оставшаяся вдовой невестка позже стала келейницей старицы и не покинула ее до самой кончины. Так по Божиему промыслу Авдотья, как звали ее на селе, пришла в монастырь уже в зрелом возрасте.

Известно, что Евдокия неоднократно ходила пешком через Турцию в Иерусалим. Последний раз она была там в 1912 году. Видя схождение Благодатного Огня, она совершенно устремилась в свет Господа Иисуса Христа. Непрестанно молясь, полюбив тишину и уединение, в нескольких километрах от обители она ископала источник, от которого болящие стали получать исцеления. Вблизи источника позже был устроен скит с часовней в честь Святой Троицы.

«Вода из источника, который она ископала, целебная, – рассказывает игумен Покрово-Эннатского монастыря отец Николай (Чернышов). – Самое интересное, что больше исцелений получают мусульмане. Но, может быть, это оттого, что православные паломники приехали-уехали, мы и не знаем, что произошло дальше, а люди, живущие здесь, возвращаются в монастырь и рассказывают о благодатной помощи, которую получили».

Когда наступило время гонений на Церковь, матушка Евникия – таково было ее имя при принятии монашеского пострига – приблизительно в 1919 году приняла великую схиму с именем Зосима. С тех пор она уже до конца дней своих спала в кипарисовом гробу, привезенным ею некогда из Иерусалима.

Вскоре монастырь разогнали, и матушке пришлось переехать в дом одного благочестивого семейства. У маленькой кельи во дворе всегда толпилось много народу, приезжавшего к матушке Зосиме со всей России. Ночью старица Зосима молилась, а днем к ней как к «живому храму», как к святому источнику текли вереницы людей не только из Оренбургской, но и из соседних – Уфимской, Челябинской, Самарской и Саратовской областей.

Насельники монастыря часто ездят со святыми мощами по разным городам России. «И вот, когда мы снова приехали в Оренбург, – рассказывает отец Николай, – произошло такое чудо. Мать и дочь пришли к мощам. У 28-летней дочери признали рак груди и должны были делать операцию. Кафедральный собор, куда мы привезли мощи, был открыт всю неделю день и ночь. Они остались в храме на ночь перед операцией и молились, а мы уехали, так и не зная, что случилось потом.

Но когда через две недели мы вернулись, чтобы переехать в другое крыло Оренбургской епархии, то остановились опять в кафедральном соборе, чтобы мощи преподобной Зосимы переночевали в этом храме. И вот эта пожилая женщина с настоящим ревом подошла ко мне. Проплакавшись, она рассказала, что когда ее дочь пришла на операцию, врачи ее вновь обследовали и не нашли опухоли. На другой день эта женщина принесла целую горсть золотых украшений и пожертвовала матушке Зосиме, положив в раку.

Другой случай чудесной помощи матушки Зосимы в наши дни произошел в Орске. «Подошел молодой мужчина, лет двадцати пяти, – вспоминает отец Николай, – и сказал, что у него родился сын и не дышит – легкие не раскрылись, и пришлось подключить аппарат искусственного дыхания. Я ему посоветовал: сейчас закрывается храм, давай попросим, и ты останешься один и помолишься. Утром, когда мы уже уезжали и стали выносить мощи, он откуда-то вынырнул и говорит: «Батюшка! По молитвам преподобной Зосимы ребенок задышал!»

Еще при жизни святая старица исцеляла болезни ног, бесноватых, которых к ней привозили в цепях. Открыто ей было и настоящее, и прошлое, ведомы были события, поступки, мысли людей. Преподобная провидела будущее и помогала всем, кто к ней обращался.

Вот одна из историй, случившихся при жизни матушки, которую можно назвать пророческой. Однажды, уже в советское время, к ней за советом пришел мужик, который был наслышан о благодатной помощи святой. А матушка Зосима его спрашивает:

– Аким, зачем ты ко мне пришел?

– Как жить и спастись нам, матушка?

Она в ответ:

– Разве мы спасемся? Купим акафист и положим за сундук, не прочитав.

Дала наставление, и он ушел. В скором времени верные люди посоветовали ему уехать, ибо он был в списке на раскулачивание за веру во Христа. Распродав имущество, ночью быстро стали загружать оставшийся скарб на подводу. Когда он отодвинул сундук, то нашел за ним акафист и только тогда уразумел, что имела в виду матушка Зосима.

Покрово-Эннатский монастырь села Дедово Уфимской епархии; Рака с мощами преподобной Зосимы Эннатской

Незадолго до кончины старица объявила своим близким:

– Когда родилась, тогда и умру. Вы смерти моей не увидите. Через три дня после похорон придут чекисты, могилку мою раскопают, в гробу будут что-то искать. Ничего не найдут. Меня перевернут лицом вниз, а вас всех арестуют, кроме одного человека. Вы не скорбите; коли будет так, значит, я у Бога достойная, а если нет – плачьте обо мне – погибла я.

Именно так все и вышло. Умерла старица 1 марта – в свой день рождения. Была ночь, и смерти ее никто не видел. Кто-то заявил в ГПУ, что с матушкой в могилу положили много золота. После похорон чекисты раскопали могилу, открыли гроб, развили ее (монахов по смерти облачают и свивают мантией). Ничего не нашли. Всех духовных чад ее вскоре арестовали, лишь один сумел чудом скрыться.

Родилась Евдокия Яковлевна Суханова в крестьянской семье села Сенцовка Оренбургской губернии 01 марта 1820 года. Воспитана была своими родителями в страхе Божием и вере православной. Кроткая и молчаливая, молитвенно настроенная, она отличалась от сверстников младенческим незлобием, отрешенностью от мирской суеты, трудолюбием. Шли годы, ей прочили замужество, но девица решительно отказывалась от вступления в брак. Тогда отец выпорол ее плетью, и послушная дочь вышла замуж за небогатого и богобоязненного парня. О семейной жизни ее известно немного. Мужа, говорят, убили на русско-турецкой войне, а единственный сын погиб нелепо на охоте. Ставшая вдовой жена ее погибшего сына позже стала келейницей преподобной Зосимы и не покинула ее до самой смерти.

Когда точно Евдокия приняла постриг в мантию с именем Евникия (греч. «благопобедная») нам не известно, возможно, это было в середине или во второй половине 90-х годов XIX века. Свой иноческий путь она начала в Еннатском Покровском монастыре, расположенном на территории Стерлитамакского кантона входившего в состав Уфимской епархии, ныне это Федоровский район Башкирии. Обитель находится недалеко от ныне существующих села Дедова и деревни Новомихайловки. Этот женский монастырь образован инициативой храмоздателей, местных помещиков Эннатских. Святейший Синод дал официальное утверждение 30 сентября 1893 года об учреждении при селе Прасковьине Стерлитамакского уезда Дедовской волости женской общины в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Первый деревянный храм появился в обители довольно скоро — 29 июня 1894 года. Он был освящён епископом Уфимским и Мензелинским Дионисием Хитровым (на Уфимской кафедре был с 12 декабря 1883 года по 8 сентября 1896 года) в память Святителя Николая Чудотворца (по другим данным в честь Покрова Божией Матери). Источники по истории монастыря и села Прасковьина (с кирпичной Параскевинской церковью, построенной в 1860-1861 гг. также помещиками Эннатскими) крайне скудны и противоречивы.

В феврале 1898 года община была обращена в женский общежительный монастырь, торжественно открытый в первых числах сентября этого же года епископом Иустином Полянским (на Уфимской кафедре был с 14 октября 1896 года по 14 июля 1900 года). В 1900 – 1904 гг. стараниями помещиков Эннатских при монастыре началось строительство огромного кирпичного Покровского храма. Конец его строительства относится к началу 10-х годов XX века. В 1912 — 1917 гг. настоятельницею монастыря являлась игуменья Антонина, его последней игуменьей была преподобная Зосима.

Примерно в двух километрах в двух от обители она ископала источник, от которого болящие стали получать исцеление. Вблизи источника позже был устроен скит с часовней в честь Пресвятой Троицы и пчельником.

Когда наступило время всеобщего гонения на Церковь, приблизительно в 1919 году, матушка Евникия приняла великую схиму с именем Зосима (греч. «жизненная»). Постриг совершил епископ Уфимский и Мензелиновский Андрей Ухтомский (на Уфимской кафедре был с 22 декабря 1913 года по 1920 год). С принятием схимы она уже до конца дней своих спала в кипарисовом гробу, привезенном ею некогда в 1912 году из Иерусалима. По свидетельствам, она как минимум дважды бывала в Иерусалиме, проходя пешком к нему через территорию Турции. При этом там, по рассказу преподобной, во время одного из паломничеств, когда она шла по одной из улиц святого города, ее маленькую и сухонькую старушку вдруг подхватил на руки какой-то юродивый огромного роста в одной только повязке на бедрах и воскликнул: «Зосимия, Зосимия, Зосимия! Тебя в схиму будет постригать Андрюша Уфимский, князь Ухтомский!

В 1920 году Покрово-Еннатский монастырь преобразовали в трудовую коммуну, а в 1923 году его совсем закрыли, разогнав насельниц.

По воспоминаниям схиархимандрита Серафима Томина из подворья Андреевского монастыря в Оренбурге: «Когда монастырь закрыли, сотрудники ГПУ прямо в гробу и повезли ее по селам. Везут, начальник ГПУ ругается: «Такая-сякая! Возись еще с ней!» А она ему и говорит: «Что ты меня ругаешь, я в гробу лежу, никуда не денусь. А ты, сынок, беги скорее домой. Сейчас твоя жена пошла за водой с коромыслом, упала и умерла!». Он ей со злобою в ответ: «Ты что городишь, я только вот пришел из дома, ничего там не случилось!». Однако его товарищ настоял: «Да, ты все-таки сбегай, посмотри!». И действительно, жена как несла воду, так и упала на пороге, лежит бездыханная в луже рядом ведрами».

После закрытия монастыря матушка поселилась в селе Ново-Архангеловка (село Дема) на территории нынешней Оренбургской области в маленьком домике, построенном во дворе у одного благочестивого семейства. Однако местные власти, недовольные ее «странным» поведением и стечением к ней большого количества страждущих, постоянно тайно перевозили матушку Зосиму с ее кипарисовым гробом в разные деревни. Окончила своей земной путь в селе Сенцовка Шарлыкского района (ныне Октябрьский район), расположенного на территории Оренбургской области.

В лихие времена советской власти Господь даровал матушке Зосиме дары прозорливости и исцеления. Наверное, ни в одну больницу столько не везли больных, как к ней. Ночью она молилась, днем к ней текли вереницы людей не только из Оренбургской области, но и из соседних регионов.

Она исцеляла людей от различных болезней, по ее молитвам из людей выходили бесы. К ней обращались за помощью даже с больной скотиной, и она не отказывала – корова или лошадь в те времена были драгоценными кормилицами, и их потеря вводила семью в бедственное положение.

Открыто ей было и настоящее, и прошлое. Причем ведомы были события, поступки, мысли людей, с какими шли к ней. Провидела будущее и помогала всем, кто к ней обращался.

По свидетельству ныне покойного бывшего секретаря Самарского Епархиального управления Андрея Андреевича Савина, во времена гонения на Церковь, когда рушился весь уклад жизни, его дядя пошел к матушке Зосиме за советом. Увидев его, старица обратилась к нему по имени:

— Аким, зачем ты ко мне пришел?

— Как жить и спастись нам, матушка?

Она ответила:

— Разве мы спасемся? Купим акафист и положим за сундук, не прочитав.

Дала наставление, и он ушел. В скором времени верные люди посоветовали ему уехать, ибо он был в списке на раскулачивание за его веру во Христа. Распродав имущество, ночью они быстро стали загружать оставшийся скарб на подводу. Когда отодвинули сундук, нашли за ним акафист, и дядя понял, что матушка, говоря об акафисте, имела в виду не себя, а его. Он же, уходя от старицы, в душе осудил ее.

Упомянутый схиархимандрит Серафим Томин вспоминал: «Я родился в 1923 году в бедной крестьянской семье в селе Бараково Шарлыкского района Оренбургской области. Был первым сыном своих родителей — Константина Леонтьевича и Александры Григорьевны Томиных. Мама заболела грудницей и не смогла кормить меня грудью. Кормили искусственно — был такой специальный рожок, через него давали молоко и каши. Не брал грудь и у других кормилиц, плакал и выплевывал. Когда прорезались зубки, стали мне давать птичье мясо, но я и его не мог принимать, с плачем выплевывал.

Когда мне было три года, – рассказывали мои родители, – у меня, как у рахитика, ножки оставались скрюченными. В райцентре Шарлык в те годы жил осужденный за веру и высланный из Москвы профессор Александр Афанасьевич Барынин. Прежде он был личным врачом многих руководителей государства. Осмотрев мои ножки, он сказал, что эта болезнь «не физическая», и, пожалев меня, посоветовал обратиться к схимонахине Зосиме из Еннатского Покровского монастыря.

Положившись на милость Господню, мои родные — мама, бабушка Евдокия Васильевна и ее дочь Фекла, моя няня, решили везти меня к старице. Помолившись перед дорогой и дав обет в пути ничего не вкушать: «Когда возьмем у матушки благословение, тогда и будем кушать», — рано утром отправились в путь. И всего-то надо было проехать девятнадцать километров, так что можно было одним днем туда и обратно съездить. Дорога шла через небольшую гору, в народе она называется Прямица. Родные не удержались и на горе, нарушив свое обещание, наелись.

Приехали в Дему, легко нашли, где живет матушка Зосима. Когда мы подъехали, старица сама вышла нам на встречу из кельи и укоряюще произнесла:

– Я вас не приму! Бесстыдницы! Дали обещание — «Пока не возьмем благословение у матушки Зосимы, кушать не будем», — а сами на Прямице остановили жеребца и наелись. Я вас не приму!

Родные мои, заплакав, упали на колени, прося прощения. А матушка Зосима обратилась к моей маме:

– Молодушка, зайди ко мне с ребеночком.

Уже в келье у старицы мама спешно начала объяснять:

– Да вот, матушка, первый сыночек, несчастный совсем, я грудью его не кормила, у меня груди болят, ребенка кормить не могу…

– Как бы он пил твое молоко! Ты доишь коровку — корова буйная, брыкается, а ты черным словом ругаешься! Твой мальчик потому не сосал груди, что он будет монахом.

– Матушка, он и мяса не ест, выплевывает.

– Не будет монах мясо есть, разве монахи мясо едят? Он будет на Афоне, в высоком сане, и помрет на Афоне. Мясо он совсем есть не будет, как и последний твой сын, – ответила старица. – Подыми-ка его.

Мать подняла меня, а матушка Зосима зачерпнула водички из кипарисовой кадочки, что принесла из Иордана со святой Земли, и окропила мои скрюченные ножки этой водой. Встряхнула меня. И вот какое чудо! Они тут же выпрямились.

– Будет стоять! Будет стоять! Будет стоять! — трижды сказала она. Перекрестила мне макушку, поцеловала и добавила:

– Всех своих детей будешь грудью кормить. А нас у мамы было четырнадцать.

Всё же всех простила и благословила в дорогу. И что за радость была, что за веселие, когда весь обратный путь я ехал, стоя на своих исцеленных ножках!

Вот какая была матушка. Все, что она тогда предсказала, сбылось. Я — монах и мяса ни разу в жизни своей не вкушал, и мой младший брат, тринадцатый ребенок в семье, тоже никогда мяса в рот не брал.

И еще я хорошо помню, как матушка спасла моего отца от тюрьмы. В 1934 году мой отец был председателем сельсовета в Бараково. У него как председателя сельсовета были тарантас и прекрасный племенной жеребец, который стоил больших денег. Как-то в начале Петрова поста его вызвали на заседание в Шарлык. После заседания он с товарищами немного выпил и, возвращаясь из райцентра, не смог управлять лошадью. У развилки дорог на Бараково и Мустафино отпряг жеребца, дал ему сенца, привязал к тарантасу, а сам лег спать под тарантас. Проезжали мимо двое татар из Мустафино, отвязали жеребца и увели его.

Проснувшись и не увидев жеребца, отец сразу протрезвел и поспешил домой. Несколько дней всем селом искали по всем оврагам — нигде жеребца не было. Отец лежал на кровати и плакал. За потерю такого ценного жеребца ему грозила тюрьма, а дома оставалась беспомощная жена с семью детьми. И вот моя бабушка по отцу решила идти к матушке.

До Сенцовки, где тогда жила матушка, было больше пятидесяти километров. Мне было одиннадцать лет, и я попросился, чтобы бабушка взяла меня с собою… Всю дорогу шли и плакали, молились, вброд перешли реку Салмыш и очень устали. Когда пришли в Сенцовку, увидели, как в церкви, приспособленной под колхозные цели, женщины веют веялками пшеницу. Спросили у них, где живет матушка Зосима, — нам показали, что надо идти через мост.

Матушка Зосима жила отдельно в маленькой келье во дворе одних благочестивых хозяев. Вся улица перед кельей матушки была запружена страждущими людьми. Вели к ней и больную скотину. На улице стояло много телег, в одной из них лежала бесноватая. И двор был полон народа.

Две монахини под руки вывели из келии матушку, она была в монашеской схиме. Роста она была небольшого, ей было сто четырнадцать лет, от старости веки ее не закрывались, но глаза смотрели на людей с необыкновенной любовью. Она медленно осенила людей крестным знамением и благословила. Все поклонились. Люди молились, некоторые плакали. Матушка обратилась к нам:

— Дарья, подойди ко мне!

Моя бабушка Дарья, которая видела матушку Зосиму впервые, не поняла, что это ее зовут. Матушка повторила:

— Дарья с Мишуткой из Баракова.

Народ расступился, и мы с бабушкой подошли. Она стоит на крылечке кельи и так грозно говорит:

— Дарья! Дарья! Что ж твой сукин сын Костя сделал! Беда! Тюрьма ему грозит! — Мы с бабушкой плачем, а она продолжает:

— Ну да жив жеребец, его татары откармливают на мясо в Мустафино. Придешь домой, скажи Константину, чтобы шел в Мустафино поздно вечером и в седьмом доме со стороны Шарлыка, с краю села как зайдет, ищет жеребца, но не с улицы, а со дворов, сзади, — берет жеребца и уводит.

Мы обрадовались. Заводит нас матушка Зосима в келью свою, внутри стол, на скамейке гроб стоит. Берет она перламутровый крест из Иерусалима и говорит мне: «Мишунька! Вот с этим крестом тебя будут постригать в монашество!» — и отдает мне этот крест. Подарила мне на память также очень красивый ящичек панорам для просмотра — около двухсот живописных картин по Святому граду Иерусалиму.

Шли мы всю обратную дорогу, плакали от радости и молились. Придя домой, бабушка подробно рассказала отцу про разговор с матушкой Зосимой. Взял отец уздечку и часов в одиннадцать вечера пошел в Мустафино. И как только подошел к седьмому двору, жеребец заржал, узнав хозяина. Отец отвязал его тайно и поскакал обратно. Но хоть в тюрьму отца и не посадили, из председателей сняли и в партию не приняли. Стал он работать простым механизатором на комбайне. А я с данным матушкой крестом из Иерусалима по ее пророческим словам впоследствии, в 1946 году, принял монашество с именем Мисаил и свято храню этот крест всю жизнь как Божие благословение».

Жительница села Шарлык Оренбургской области Валентина Николаевна Бобкова поделилась воспоминаниями ее мамы, Куликовой Екатерины Ивановны, проживавшей в с. Кармалка Шарлыкского района и умершей там же в 1999 году.

Мама рассказывала, что когда ей было лет 10, она сильно заболела, ее сорок дней и ночей «трепала» лихорадка. Обращались к знахаркам, возили в больницу, — улучшения не было. Кто-то подсказал моей бабушке, чтобы маму свозили в деревню Сенцовку к матушке Зосиме. Запрягли лошадь, положили маму в тарантас (от слабости она уже не могла ни ходить, ни сидеть) и поехали. Матушка встретила их на крыльце дома со словами: «Что же вы так долго не ехали, я давно вас поджидаю. Что же ты, Катя, так разболелась? Ну, идемте в дом, я вас полечу».

Маму на руках занесли в дом. Матушка стала читать молитвы над ее головой, дала попить святой воды. После этого маму стало трясти все реже и реже. Благословив их в дорогу, матушка сказала: «Сейчас она уснет, пусть спит столько, сколько проспит, не будите, все пройдет». Когда они отъехали от дома Зосимы, мама спросила бабушку, откуда матушка узнала ее имя. Бабушка сама была удивлена: «Мы ей ничего не говорили». Дорогой мама уснула, ее занесли в дом, и она проспала более полутора суток. Проснувшись, попросила поесть. С этого и началось ее выздоровление, болезнь отступила.

Другой случай тоже произошел в нашем селе. У Пашковой Софьи Ивановны, заболела дочь Евгения, ей было 2 — 3 годика. Она плакала дни и ночи. В больнице ничего не обнаружили. Добрые люди подсказали не мучить ребенка, а свозить девочку к матушке в Сенцовку. Как и в предыдущем случае, доехали до Сенцовки с большим трудом, лошадь упиралась, никак не хотела идти. Но слава Богу, добрались. Когда матушка читала молитвы над девочкой, она стала потихоньку успокаиваться и замолчала. После лечения матушка напомнила тете Соне случай: «Помнишь, это было на Пасху, ты дала дочке красное яичко, а она не удержала его и уронила. А ты подняла яичко, обтерла об фартук и отругала ее, а потом снова дала ей в руки это яичко». Тетя Соня вспомнила этот случай. А матушка наставила ее: «Вот какую силу имеет материнское слово! Никогда нельзя говорить плохие слова ни на детей, ни на других людей».

Незадолго до кончины старица объявила своим близким:

– Когда родилась, тогда и умру. Вы смерти моей не увидите. Через три дня после похорон придут чекисты, могилку мою раскопают, в гробу будут что-то искать. Ничего не найдут. Меня перевернут лицом вниз, а вас всех арестуют, кроме одного человека. Вы не скорбите. Коли будет так, значит, я у Бога достойная, а если нет, плачьте обо мне, погибла я…

Именно так все и вышло. Умерла схимонахиня в ночь 01 марта 1935 года в свой 115-й день рождения, так что смерти ее никто не видел. Ее похоронили на кладбище села Сенцовка Шарлыкского района (ныне Октябрьского района) Оренбургской области. Вскоре по чьей-то зависти было заявлено в ГПУ, что с матушкой в могилу положили много золота. После похорон чекисты из Шарлыка раскопали могилу, открыли гроб, развили ее мантию. Конечно, ничего не нашли… Всех ее духовных чад вскоре арестовали, кроме одного человека…

Святая старица советовала людям, чтобы они приходили к ней, когда им будет плохо. И люди сразу потянулись к ее могиле. Несли свое горе, просили благословения, спешили сюда со своими духовными и телесными недугами. Привезенный матушкой из Иерусалима огромный кипарисовый крест разобрали на щепочки. Паломники постоянно уносили с собой землю с могилы, так что постоянно приходилось ее подсыпать. По ее небесным молитвам люди получали и получают исцеление и помощь.

Сейчас на ее могиле стоит крест с надписью благодарения от святогорца схиархимандрита Серафима Томина за исцеление его во младенчестве и предсказание ему будущего монашества.

Святые мощи преподобной старицы обретены в 14 декабря 2003 года и перевезены в Казанско-Богородский храм г. Мелеуза Уфимской епархии, затем в Иоанно-Предтеченском храме г. Кумертау.

Была обретена только часть ее мощей — череп и ряд костей. Это связано и с тем, что открытие проходило в зимнее время, и с тем, что к ее могиле было подхоронено еще пять человек (к ней положено трое младенцев, ее свояк, неизвестный человек, прямо над гробом матушки стоял еще гроб ее духовной дочери монахини Маргариты), и, видимо, главное, с ее собственным пророчеством. Так местные жители говорили, что она при жизни им обещала: «Навсегда останусь с вами, никогда от вас не уйду!». Определить мощи, принадлежащие 115-летней старице, помог присутствовавший при обретении иеромонах Лука Выштыкалюк, врач по образованию.

Ныне святые мощи находятся в Покрово-Еннатском мужском монастыре рядом с селом Дедово Федоровского района Башкирии, откуда и начинался ее иноческий путь

Рака с мощами святой преподобной Зосимы Еннатской

11 июня 2006 года в праздник Святой Троицы в Марфо-Мариинском женском монастыре села Ира Кумертауского района Уфимской епархии Архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон совершил чин канонизации в лике местночтимых святых преподобной Зосимы Еннатской.

На торжества по случаю канонизации преподобной Зосимы Еннатской и открытию Марфо-Мариинского женского монастыря прибыли многочисленные паломники не только Уфимской епархии, но и Оренбургской, Казанской, Челябинской, Самарской, Уральской (Казахстан), Пермской и Екатеринбургской епархий.

Архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон зачитал Указ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о прославлении в лике местночтимых святых Уфимской епархии преподобной Зосимы Еннатской. «Прославляя исповеднический подвиг новых молитвенных заступников, Русская Православная Церковь прославляет не только их подвижническую жизнь, но и блаженную кончину, — отмечалось в Указе. — Таковой была и прославляемая ныне святая преподобная Зосима Еннатская, которая от юности своей вела подвижническую жизнь во имя Христово, свою веру во Христа засвидетельствовав подвигами, молитвами, исповедничеством, оставшись со своими верными чадами, дабы принять Богом уготованный венец и явить образ праведницы, чудотворицы и при жизни еще сподобившейся дара прозорливости. Отныне Святая Церковь будет чтить память новопрославленной святой в ее день рождения и день кончины — 1/14 марта».

Завершилась Божественная Литургия Крестным ходом. Святые мощи преподобной Зосимы Еннатской были изнесены из храма, обнесены вокруг церкви и выставлены для поклонения народу. Архиепископ Никон обратился к паломникам с проповедью, затем, преподав благословение и сердечно возблагодарив всех за совместную молитву, и также ответил на вопросы корреспондентов.

Молитва преподобной Зосиме Еннатской . Преподобная Зосима Еннатская стала одним из столпов Православия в Башкирии в советские годы гонений на Церковь. Как любящая мать она утешала всех приходящих к ней, вразумляла и наставляла в вере, ее дар прозорливости уберег от беды и помог в нуждах многим, по ее молитвам исцелилось множество людей. Преподобной Зосиме Еннатской можно без колебаний молитвенно обращаться за помощью во всех житейских делах: в болезнях, особенно, когда врачи не могут установить диагноз и назначить должное лечение, в поисках украденного, вразумить кого-либо и уберечь от тюрьмы, больна ли корова или лошадь — мать Зосима не откажет. Преподобной Зосиме молятся о благополучном паломничестве в дальние края

Преподобный Зосима

Портрет неизвестного художника. Конец 20-х - 30-е гг. XIX века.
Имя в миру:

Верховский Захария Васильевич (Богданович)

Рождение:

24 марта (4 апреля) 1768(1768-04-04 )
с. Буловица, Смоленская губерния

Смерть:

24 октября (5 ноября) 1833(1833-11-05 ) (65 лет)
Зосимова пустынь

Почитается:

в Русской православной церкви

Канонизирован:
В лике:

преподобных

День памяти:

по юлианскому календарю: 24 октября, 20 сентября (Собор Брянских святых), воскресенье перед 26 августа (Собор Московских святых), последнее воскресение августа (Собор Кемеровских святых)

Преподобный Зосима (в миру - Верховский Захария Васильевич (Богданович) ; 24 марта 1768, с. Буловица, Смоленская губерния - 24 октября 1833, Зосимова пустынь) - схимонах, духовный писатель, основатель двух женских монастырей (Туринский Николаевский монастырь и Троице-Одигитриевская пустынь).

В Русской православной церкви причислен к лику общецерковных святых на Архиерейском соборе 8 октября 2004 года. Почитается в лике преподобных, память совершается (по юлианскому календарю): 24 октября, 20 сентября в Соборе Брянских святых, воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых и в последнее воскресение августа (Собор Кемеровских святых).

Биография

Родился в дворянской семье. Отец - Богдан Верховский дослужился до чина полковника в полку смоленской шляхты. Мать - Анна Ивановна, из дворянского рода Маневских. Получил домашнее образование. Как и все его братья поступил на военную службу - 1 января 1784 года был определён каптенармусом в Преображенский полк. Отец Захарии скончался 3 апреля 1784 года. В наследство Захарии досталось 2 деревни. Через 2 года скончалась его мать. В это время он познакомился с пустынниками рославльских лесов, жившими под началом старца Площанского монастыря Адриана (Блинского). В 1788 году Захария вышел в отставку в чине поручика, продал своё имение зятю и решил посвятить себя монашеской жизни.

Вначале он пришёл в рославльские леса в общину старца Адриана, но тот уже оставил её и перешёл в Коневецкий монастырь. Захария, по совету монаха Василиска, отправился в Коневецкий монастырь к Адриану. Старец принял его и назначил послушником (Захария пёк просфоры, пономарил). После испытания Адриан постриг Захарию в монашество с именем Зосима в честь преподобного Зосимы Соловецкого. В 1792/93 году по приглашению Адриана на Коневец пришёл преподобный Василиск, который стал другом Захарии. Для своих учеников Адриан в трёх верстах от монастыря построил две кельи. В них Зосима и Василиск проводили 5 дней, а в субботу приходили в монастырь ко всенощной, а в воскресение после литургии возвращались в свои кельи.

В 1799 году старец Адриан решил принять постриг в великую схиму и уехал в московский Симонов монастырь. Прощаясь с учениками, он благословил Зосиму и Василиска на пустынножительство в Сибири, но их больше привлекал Афон. Трижды они пытались отправиться на Святую гору, но каждый раз это начинание у них не получалось. Друзья отправились в Киев где с разрешения митрополита два месяца жили в Киево-Печерской лавре, а затем отправились в Крым и позднее в Моздок. По причине набегов горцев их под конвоем доставили оттуда в Таганрог из которого они перебрались в Астрахань где решили исполнить благословения старца Адриана и, купив лошадь, отправились в Сибирь. Осенью 1800 года они достигли Тобольска где архиепископ Варлаам (Петров) дал им разрешение поселиться на территории его епархии. После года странствий по сибирским уездам в 1802 году они поселились в лесах Кузнецкого уезда. В тайге в сорока верстах от ближайшей деревне ими была выкопана землянка. Пищу отшельникам приносил один из крестьян ближайшей деревни. На следующий год весной они решили выйти из тайги, но заблудились и провели в лесу около двух недель.

Выйдя из тайги, Зосима и Василиск поселись в Кузнецком уезде. У реки Средняя Терсь в пятидесяти верстах от Кузнецка крестьяне срубили им две кельи. Монахи разбили огород, занимались рукоделием. Раз в год их посещал священник со Святыми Дарами. Вокруг пустынников образовалась небольшая община подвижников, в числе её был ученик святого Василиска праведный Пётр Томский чье жизнеописание составил преподобный Зосима.

В 1822 году стараниями Зосимы и Василиска был учреждён в Тобольской губернии Туринский Николаевский женский монастырь (с благословения Тобольского архиерея Зосима ездил в Санкт-Петербург к митрополиту Филарету (Дроздову) для получения соответствующего разрешения). Для общины Зосима написал особый устав на основе общежительных правил Василия Великого (в начале 1823 года старец вновь ездил в Санкт-Петербург чтобы представить свой Устав на утверждение Синода). После возникших там недоразумений (часть насельниц обвинила Зосиму в расколе, растрате и притеснениях сестер) отец Зосима указом Синода от 24 января 1825 года был уволен «от звания попечителя и от всякого влияния на монастырь » и переселился в Москву. С благословения митрополита Филарета Зосима стал насельником Чудова монастыря.

В 1826 году близ Москвы, в Верейском уезде в имении надворной советницы М. С. Бахметевой с благословения митрополита Филарета Зосима устроил женскую общину в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Первыми её насельницами стали монахини Туринского Николаевского монастыря, которые в ходе конфликта остались верными своему духовнику и последовали за ним в Москву. В этой пустыни Зосима прожил до своей смерти. Он заботился о монастыре, искал благотворителей для его содержания. При этом, имея тягу к уединения, Зосима в лесу в трёх верстах от пустыни устроил себе небольшую келью. В ней он, как и в Коневецком монастыре под началом своего учителя старца Адриана, жил 5 дней в неделю, в субботу приходил в пустынь к утрени, а после воскресной литургии возвращался в свою лесную келью. В ней от двух старцев из Орловской губернии он принял постриг в великую схиму.

Скончался 24 октября 1833 года на праздник иконы «Всех скорбящих Радость». Был похоронен возле монастырской часовни.

Почитание и канонизация

Почитание старца Зосимы началось вскоре после его смерти. По благословению митрополита Филарета (Дроздова) над его могилой был возведён Троицкий храм. В начале 1880-х годов состоялось обретение мощей преподобного Зосимы. Амвросий Оптинский в 1886 году писал об этом: «Недавно в Зосимовой пустыни заметили, что гроб основателя обители находится в воде, потому что место сырое. Высекли из целого камня гроб и сделали новый деревянный гроб и во время переложения увидели, что все тело старца цело, а ступни ног предались тлению ». В 1930-е годы храм был закрыт. После его возвращения церкви 25 декабря 1999 года было проведено обследование гробницы Зосимы, но в найденном белокаменном саркофаге мощи обнаружены не были. Их местонахождение остаётся неизвестным.

С благословения патриарха Алексия II 11 октября 1999 года прославлен как местночтимый святой Московской епархии. С благословения митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) торжества по прославлению преподобного Зосимы были перенесены и состоялись 23 июля 2000 года. К ним были написаны 2 иконы святого и издано его житие. На Архиерейском соборе РПЦ 8 октября 2004 года преподобный Зосима был причислен к общецерковным святым.

К местной канонизации святого Зосимы был написан тропарь и кондак. 24 марта 2005 года Епархиальной богослужебной комиссией была утверждена полиелейная служба преподобному Зосиме, составленная схимонахиней Игнатией.

Сочинения

Сочинения преподобного Зосимы немногочисленны. Все они кроме «Заветных писем» сохранились в различных копиях XIX века. Особенностью всех сочинений Зосимы является их написание исключительно по-церковнославянски.

  • «Заветные письма» (сочинение нравоучительного характера, единственный сохранившийся автограф преподобного. Рукопись хранилась в Зосимовой пустыни, в настоящее время разделена между РГИА и ЦГИАМ);
  • Житие преподобного Василиска;
  • Житие праведного Петра Томского;
  • «Поучение о послушании»;
  • Изложение 75 «действий» Иисусовой молитвы на старца Василиска.

Примечания

Литература

  • Зосима (Верховский) // Православная энциклопедия . - М .: 2009. - Т. 20. - С. 347-353. - ISBN 9785895720263.
  • Прп. Зосима (Верховский): Житие. Воспоминания. Слова и наставления. - М ., 2005.


error: Контент защищен !!