Лия прародительница двенадцати колен израилевых. Рахиль в библии Сестра рахили из библии 3 буквы

Рахиль Рахиль - в Ветхом Завете двоюродная сестра и любимая жена Иакова. Чтобы получить её в жёны, Иаков должен был служить её отцу семь лет. Однако во время свадьбы Лаван - отец Рахили ввёл к Иакову на брачное ложе свою старшую дочь - некрасивую Лию. Утром, узнав об обмане, Иаков снова просит дать ему в жёны и младшую. После традиционных семидневных празднеств Лаван отдал Иакову Рахиль, при условии, что за неё он отработает ещё семь лет. Рахиль родила Иакову двоих (самых любимых из его двенадцати сыновей) - Иосифа и Вениамина. Умерла при родах сына и была погребена по дороге в Ефрафу (Вифлеем). В библейской традиции Рахиль и Лия выступают как праматери всего дома Израилева.

Исторический словарь . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Рахиль" в других словарях:

    - (ивр. רָחֵל‎) Рахиль. Мауриций Готтлиб … Википедия

    - (евр. râhçl, «овца»), в ветхозаветном предании (Быт. 29 35) младшая дочь Лавана Арамеянина, сестра Лии, двоюродная сестра и жена Иакова. Иаков впервые встречает Р. у колодца близ Харрана в Месопотамии. Когда Р. подошла к колодцу, чтобы напоить… … Энциклопедия мифологии

    И, жен. Стар. редк.Производные: Рахилька; Раха; Раша; Рая; Хиля; Лиля; Иля.Происхождение: (Др. евр. имя Rael овца.) Словарь личных имён. Рахиль русск. женское имя Словарь личных имён и отчеств (с календарем именин). И. Мостицкий … Словарь личных имен

    Овца; Рахилька, Раха, Раша, Рая, Хиля, Лиля, Иля Словарь русских синонимов. рахиль сущ., кол во синонимов: 1 имя (1104) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

    - (евр. Рахел, овца, имеющая ягнят), младшая дочь Лавана и любимая жена Иакова, за к рую он работал у Лавана 14 лет. Р. была красива станом и красива лицом (Быт 29:17). У нее долго не было детей, и тоска по материнству заставила ее высказать слова … Библейская энциклопедия Брокгауза

    РАХИЛЬ - 1. (библ.; дочь Лавана, вторая жена Иакова; тж в знач. нариц.) Обман сменяется обманом, Рахилью Лия. Все женщины ведут в туманы: Я как другие. Цв919 (I,487); РАХИЛЬ Загл. Ахм921 (146.2); И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за… … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    Рахиль - Иаков. Иаков и Рахиль. Картина Я. Пальмы Старшего. Ок. 1520. Картинная галерея. Дрезден. Иаков. Иаков и Рахиль. Картина Я. Пальмы Старшего. Ок. 1520. Картинная галерея. Дрезден. Рахиль в Ветхом Завете двоюродная сестра и любимая жена Иакова.… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    - (млекопитающая, мать овца) (Быт.29:6 ,28 и др.) младшая дочь Лавана и вторая жена патриарха Иакова. В первый раз мы встречаем ее имя в свящ. истории по случаю посещения Иаковом своего дяди Лавана в Месопотамии. Свидание Иакова с Рахилью и его… …

    В Ветхом Завете, младшая дочь Лавана. Иаков влюбился в нее, как только пришел в Харран, и Лаван согласился отдать Рахиль ему в жены, если Иаков прослужит ему семь лет. Однако по истечении этого срока Лаван отдал ему вместо Рахили свою старшую… … Энциклопедия Кольера

    Рах’иль (овца) (Быт.29:6 ,9 12,16 18,20,25,28 31; Быт.30:1 ,2,6 8,14,15,22,25; Быт.31:4 ,14,19,32 34; Быт.35:16 ,19,20,24,25; Быт.46:22 ,25; Быт.48:7 ; Руф.4:11 ; 1Цар.10:2 ; Иер.31:15 ; Мат.2:18) младшая дочь Лавана, любимая жена Иакова и его… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Рахиль , Геласимов Андрей Валерьевич. Пожалуй, нет смысла пересказывать сюжет "Рахили" А. Геласимова. Вряд ли история обаятельного пожилого профессора-филолога, от которого ушла молодая жена, может стать приманкой для искушенного…

РАХИЛЬ

(млекопитающая, мать-овца; Быт 29:6,28 и др.) - младшая дочь Лавана и вторая жена патриарха Иакова. В первый раз мы встречаем ее имя в свящ. истории по случаю посещения Иаковом своего дяди Лавана в Месопотамии. Свидание Иакова с Рахилью и его последующая жизнь очерчена в кн. Бытия с обычною простотою патриархальных времен. Таково же и следующее за тем повествование о глубокой любви его к ней, - любви, которую не ослабили многие годы; об хитрости, с которою Лаван обманул его, заменивши при выдаче замуж младшую дочь старшею и об верности Иакова к предмету первой своей любви и об его готовности служить Лавану второе семилетие за Рахиль. Сделавшись его женою, она была наказана бесплодием быть может за ту ревнивую неприязнь, которую питала к отверженной Лии (Быт 29:31). Впрочем по прошествии некоторого времени Бог отверз утробу ее и она родила Иакову сына - Иосифа. При отбытии Иакова из Месопотамии, Рахиль унесла с собою и скрыла без ведома мужа идольские изображения своего отца, без сомнения вследствие какого либо суеверия, и когда Лаван настаивал на возвращении оных, она с хитростью избежала обыска (31:34-35), скрывши их под седлом верблюда и сказавши, что не может встать с него по причине обыкновенного женского. После своего трогательного свидания и примирения с Исавом и кровавого события, соединенного с поражением жителей Сихема, и Божественных откровений, полученных им в Вефиле, Иаков отправился в путь из сего последнего места, и вот его возлюбленная Рахиль умерла на пути от родов сына, названного Вениамином, "и погребена на дороге в Ефрафу, т.е. Вифлеем. Иаков поставил над, гробом ее памятник" (Быт 35:18-19). Гробница Рахили была хорошо известна многие столетия после того, как то нам известно из 1Цар 10:2. И доселе еще к ней относятся с большим благоговением как Иудеи, так и мусульмане. Местные Арабы собираются сюда для торжественных молитв во время бездождия. Замужние женщины берут отсюда куски камня и носят их во время беременности. Декан Станлей говорит, что означенная гробница (представленная на прилагаемом при сем рисунке) совершенно сходствует с описанием библейского повествования. Память Рахили сохранялась в ее потомстве и в последующие времена. Во времена Вооза и Руфи жители и старейшины Вифлеема, благословляя супружество Вооза с Руфью, желали ему такого же счастья и благословения от Бога, какие принесли Израилю Рахиль и Лия (Руф 4:11). Прор. Иеремия, изображая бедствия и пленение Иудеев, представляет Рахиль, как праматерь Израильтян, осиротевшею и безутешно, плачущею о сынах своих, ибо их не стало (Иер 31:15). Евангелист Матфей, указывая в этом печальном событии образ другого печального события, и именно избиения Иродом Вифлеемских младенцев, повторяет слова пророка, применяя их к настоящему событию, - дети Вифлеемские принадлежали к потомству Рахили, и она, как мать их, безутешно плачет, потому что их нет (Мф 2:18).

Библейская энциклопедия, Никифор. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РАХИЛЬ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РАХИЛЬ
    одна из двух жен Иакова, младшая дочь Лавана, мать Иосифа и Вениамина. Обстоятельства женитьбы на ней Иакова см. в кн. …
  • РАХИЛЬ
    ? одна из двух жен Иакова, младшая дочь Лавана, мать Иосифа и Вениамина. Обстоятельства женитьбы на ней Иакова см. в …
  • РАХИЛЬ в Словаре Кольера:
    в Ветхом Завете, младшая дочь Лавана. Иаков влюбился в нее, как только пришел в Харран, и Лаван согласился отдать Рахиль …
  • РАХИЛЬ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Жена …
  • РАХИЛЬ в словаре Синонимов русского языка.
  • РАХИЛЬ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • РАХИЛЬ (ДРЕВНЕЕВРЕЙСК.) в Значениях имен:
    овца производные - Рахилька, Раха, Раша, Рая, Хиля, Лиля, …
  • ФРЕЙДЛИНА РАХИЛЬ ХАЦКЕЛЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Рахиль Хацкелевна [р.7(20).9.1906, Самотеевичи, ныне Костюковичского района Могилёвской обл.], советский химик-органик, член-корреспондент АН СССР (1958). Член КПСС с 1954. Окончила …
  • ВАРНГАГЕН Ф. ЭНЗЕ, РАХИЛЬ-АНТОНИЯ-ФРЕДЕРИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (ур. Левин-Маркус) — жена предыдущего и сестра поэта Луи Роберта (см. это имя), одна из замечательнейших женщин первой четверти этого …
  • ВАРНГАГЕН-ФОН-ЭНЗЕ, РАХИЛЬ АНТОНИЯ ФРЕДЕРИКА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (урожденная Левин-Маркус) ? жена Карла Августа В. (см.) и сестра поэта Луи Роберта (см.), одна из замечательнейших женщин первой четверти …
  • РAXЛИН в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
    Рахлин и Рохлин. Фамилии как будто разные, но смысл у них практически одинаков. Рохлю, разиню, человека неопрятного называли на Руси …
  • РАТНИКОВ в Энциклопедии фамилий:
    Ратник - воин, солдат, вообще человек военный. Ратниками и ратницами на Руси звались и ополченцы, т.е. воины на время. Естественно, …
  • РАХ’ИЛЬ в Библейском словаре:
    (овца) (Быт.29:6,9-12,16-18,20,25,28-31; Быт.30:1,2,6-8,14,15,22,25; Быт.31:4,14,19,32-34; Быт.35:16,19,20,24,25; Быт.46:22,25; Быт.48:7; Руф.4:11; 1Цар.10:2; Иер.31:15; Мат.2:18) — младшая дочь Лавана, любимая жена Иакова и его …
  • Л’ИЯ в Библейском словаре:
    (дикая корова) (Быт.29:16,17,23-25,30-32; Быт.30:9-14,16-20; Быт.31:4,14,33; Быт.33:1,7; Быт.34:1; Быт.46:15,18; Быт.49:31; Руф.4:11) — старшая дочь Лавана и первая из двух жен Иакова, …
  • СКОТ
    (Быт 1:25). В общеупотребительном смысле в Свящ. Писании под названием скота разумеются те же самые четвероногие животные, которые в настоящее …
  • ЛИЯ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (утвержденная, слабая; Быт 29:16) - старшая дочь Лавана и одна из жен Иакова. Обстоятельства, при которых Лаван обманом при свадьбе …
  • ИАКОВ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (Быт 25:26-34 и др.) - патриарх, родоначальник народа Израильского, младший сын Исаака, называемый иначе Израил. Его история излагается в Быт …
  • ВИФЛЕЕМ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (дом хлеба; Быт 35:19, Мих 5:1, Мф 2:1, Руф 1:2), называемый также Вифлеем Ефрафа (Мих 5:2), был столь малый и …
  • МФ 2
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Евангелие от Матфея. Глава 2 Главы: 1 2 3 4 …
  • ИЕР 31 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Иеремии. Глава 31 Главы: 1 2 3 4 …

1. Внешность

Обе сестры, параллельные образы которых мы сейчас рассмотрим и в сравнении друг с другом охарактеризуем, были очень разными. Незнающим их и в голову не могло бы придти, что это родные сестры. Рахиль, младшая дочь Лавана, была красавицей с живыми темными глазами, с прелестным грациозным станом. Лия, ее старшая сестра, не могла похвалиться внешностью: ни красотой, очаровательностью. Она "была слаба глазами", Бытие 29:16-17 , взор ее был без блеска и огня. От ее слабых, тусклых глаз исходила застенчивость и беспомощность.

2. Кумир

Едва Иаков взглянул на свою кузину Рахиль, как тотчас потерял свое сердце. Так сильно понравилась ему ее очаровательная красота. Он смотрел на внешность. Иаков прошел мимо верного кроткого сердца Лии, даже не потрудясь заглянуть в него! Он видел только Рахиль. Хотя за нее он вынужден был служить целых семь лет, они ему не показались долгими. "И служил Иаков за Рахиль семь лет, и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее", Бытие 29:20.

3. Многоженство

4. Смирение

Пока Рахиль дерзка и надменна в отношении Бога и людей, Лия являет пример сдержанности и смирения. Как тяжко огорчал ее муж своим недружелюбием и холодностью, поскольку вся его сердце иная привязанность и любовь полностью принадлежали ее сестре! Но Лия смиряется и в этой тяжкой доле. Когда она родила первенца, то назвала его Рувимом, " потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой". Второго сына она назвала Симеоном и сказала: " Господь услышал, что я нелюбима, и дал мне и сего. И нарекла ему имя: Симеон". С рождением третьего сына Левия она ободряется надеждой: "Теперь-то прилепится ко мне муж мой". А с рождением четвертого сына она кротко восклицает: "Теперь-то я восхвалю Господа!" Потому и дает ему имя Иуда", Бытие 29:32:35.

Из значения имени четвертого сына мы можем проследить, как от горечи пренебрежения со стороны мужа Лия приобретала все большее смирение. С появлением первенца она надеется завладеть любовью Иакова через сына. С рождением второго она надеется на уравнивание взаимоотношений и избавление от пренебрежения. С рождением третьего надеется, по крайней мере, на постоянную привязанность мужа. После рождения четвертого сына она полностью отворачивает свой взор от себя и полагается на Господа. Именно эта возрастающая кротость делает ее объектом особенного благословения Бога. Вспомним основной закон Царства Божьего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать! - Иакова 4:6.

5. Настырное упрямство

Пока Лия с течением лет приобретала все большее успокоение и удовлетворение Богом и жизнью, Рахиль становилась все мятежнее и беспокойнее. Увидев, как Бог явно благословил ее сестру Лию и дал ей четырех сыновей, Рахиль вне себя от зависти сказала мужу: "Дай мне детей, а если нет, так я умираю!" Бытие 30:1 . Она совсем не думает о том, что дети есть дар Божий, как повествует Священное Писание.

Кто теперь вам нравится больше? Лия с ее терпеливым смирением, или Рахиль с се настырным упрямством? Лия обрела благословение, Рахиль долгое время никак не могла достичь его и неразумно искала, чем бы помочь себе. Вместо того, чтобы вместе с Иаковом умолять Бога, чтоб Он дал им детей, она пришла к той же злополучной мысли поступить так, как однажды поступила Сарра. Рахиль взяла свою служанку Валлу и дала мужу своему в жены, чтобы принять ее детей как своих собственных. Насколько ее сердце изнемогало, видно из имени, которое она дала второму сыну служанки Валлы: Неффалим. Это значит "моя борьба": "борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла", Бытие 30:8 . Сколько неразумия в тех словах! Чем огорчила се молчаливая тихая Лия? Именно ей должно было бороться против своего чудовищного своеволия и злого упрямства! Тогда это на самом деле можно было бы назвать "борьбой"!

Но Рахиль все-таки изменилась. Когда она увидела, что ее необузданное упрямство не приносит ей успеха, то в сердечной молитве склонилась перед Богом. И мы читаем: "И вспомнил Бог о Рахили, и услышал ее Бог, и отверз утробу ее", Бытие 30:22 . Наконец и она научилась устремлять очи на Господа и полагаться только на Него.

Суеверие

Когда Иаков со своим семейством покинул дом Лавана, то "Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее", Бытие 31:19 . Публично Лаван служил истинному Богу, но втайне прилеплялся к идолам. То же самое происходило с Рахилью. Вот здесь и заложена разгадка, почему она не умела просто и по-детски молиться Богу: она надеялась на идолов. Поскольку Рахиль не имела истинной веры, то и застряла в суеверии.

7. Тяжкая жертва

Иаков чрезмерно любил Рахиль, она была его кумиром. Тогда пришел Бог и забрал ее. Едва воссияла радость, что она подарит ему второго сына, как постигло его непоправимо великое горе: она умерла при родах Вениамина. "И умерла Рахиль и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем", Бытие 35:19.

О духовной жизни Рахили более уже ничего неизвестно. Лия прожила еще немалое время в Ханаане и нашла место покоя в пещере, которую купил Авраам с полем у Ефрона Хеттеянина в собственность для погребения. Когда Иаков умирал в доброй старости, насыщенный жизнью, то его последним желанием было, чтобы тело его доставили и Ханаан и похоронили в фамильной пещере для погребения рядом с Лией, погребенной там раньше его: "там похоронили Авраама и Сарру, жену его; там похоронили Исаака и Ревекку, жену его; и там похоронил я Лию", Бытие 49:31. И сделано так: "и отнесли его сыновья его в землю Ханаанскую и похоронили его в пещере на поле Махпела, которую купил Авраам с полем в собственность для погребения у Ефрона Хеттеянина, пред Мамре", Бытие 50:13.

Женщина глазами Бога по книгеЭрнста Модерзона Жены Ветхого Завет

ЛИЯ И РАХИЛЬ

1. Внешность

Обе сестры, параллельные образы которых мы сейчас рассмотрим и в сравнении друг с другом охарактеризуем, были очень разными. Незнающим их и в голову не могло бы придти, что это родные сестры. Рахиль, младшая дочь Лавана, была красавицей с живыми темными глазами, с прелестным грациозным станом. Лия, ее старшая сестра, не могла похвалиться внешностью: ни красотой, очаровательностью. Она "была слаба глазами", Бытие 29: 16-17, взор ее был без блеска и огня. От ее слабых, тусклых глаз исходила застенчивость и беспомощность.

Насколько сестры не походили друг на друга внешне, настолько отличались и по характеру. Лия была безропотной, она умела терпеть даже неправду, и спокойно выносила тяжелые обстоятельства. При всем этом она была довольной и благодарной. Рахиль же была дерзкой не только в обращении с людьми, но и по отношению к Самому Богу. Когда что-либо шло не по ее воле, она ссорилась и пререкалась с Ним, если же исполнялось ее желание, то она хотела еще большего! Безобразно обращалась она со своей сестрой.

Образ прелестной Рахили служит нам более примером предостережения и ни в коем случае не является примером для подражания! Но, к сожалению, многие подражают ей! Если бы спросить современных молодых девушек, кого из этих двух сестер они хотели бы походить, то большинство из них без всякой заминки ответили бы в один голос: "На Рахиль!" Она была красавицей, потому что она унаследовала превосходную внешность и потому что в наши дни основное внимание уделяется именно внешности!

Едва Иаков взглянул на свою кузину Рахиль, как тотчас потерял свое сердце. Так сильно понравилась ему ее очаровательная красота. Он смотрел на внешность. Иаков прошел мимо верного кроткого сердца Лии, даже не потрудясь заглянуть в него! Он видел только Рахиль. Хотя за нее он вынужден был служить целых семь лет, они ему не показались долгими. "И служил Иаков за Рахиль семь лет, и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее", Бытие 29:20.

Рахиль полностью завладела его сердцем и его мыслями. Самое опасное в такой любви то, что Господь оттеснен со Своего места, пренебрегаем и забыт. Подобное наблюдается довольно часто: люди, имевшие доброе начало в христианстве, оказавшись в такой ситуации, вскоре охладевают и уходят назад в мир. Остерегайтесь почитания творения выше Самого Творца.

3. Многоженство

Всем известно, как Лаван обманул Иакова. Как должно было больно и тяжело для Лии быть отданной человеку, который любит не ее, а сестру. Не зная и не желая того, через обман Лавана Иаков впал в двоеженство, которое принесло ему много сердечных скорбей и переживаний.

Женская половина человечества должна быть особенно признательной и благодарной Господу за то, что Он избавил их от такого позора и унижения, каковые к примеру мы находим в жизни жен Ламеха. Во многих странах женский пол все еще находится под тяжким гнетом унижения и бесправия.

4. Смирение

Рассмотрим подробнее образ Лии. Хотя в ее внешности ничего привлекательного, сердце ее угодно Богу! Нужно смотреть и ценить людей только с той позиции, с какой рассматривает и ценит их Бог. Мир интересует в основном только внешнее: каково приданое невесты, каков ее род, каковы манеры поведения молодого человека и т.д. Бога интересует совершенно иное.

Пока Рахиль дерзка и надменна в отношении Бога и людей, Лия являет пример сдержанности и смирения. Как тяжко огорчал ее муж своим недружелюбием и холодностью, поскольку вся его сердце иная привязанность и любовь полностью принадлежали ее сестре! Но Лия смиряется и в этой тяжкой доле. Когда она родила первенца, то назвала его Рувимом, " потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой". Второго сына она назвала Симеоном и сказала: " Господь услышал, что я нелюбима, и дал мне и сего. И нарекла ему имя: Симеон". С рождением третьего сына Левия она ободряется надеждой: "Теперь-то прилепится ко мне муж мой". А с рождением четвертого сына она кротко восклицает: "Теперь-то я восхвалю Господа!" Потому и дает ему имя Иуда", Бытие 29:32:35.

Из значения имени четвертого сына мы можем проследить, как от горечи пренебрежения со стороны мужа Лия приобретала все большее смирение. С появлением первенца она надеется завладеть любовью Иакова через сына. С рождением второго она надеется на уравнивание взаимоотношений и избавление от пренебрежения. С рождением третьего надеется, по крайней мере, на постоянную привязанность мужа. После рождения четвертого сына она полностью отворачивает свой взор от себя и полагается на Господа. Именно эта возрастающая кротость делает ее объектом особенного благословения Бога. Вспомним основной закон Царства Божьего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать! - Иакова 4:6.

Так Лия удостоилась стать матерью Иуды, праотца Иисуса по плоти! Пока в ее сердце гнездились тревожные собственные желания, она не могла достичь этого. Сначала сердце должно было смириться и успокоиться в Господе, и тогда был рожден носитель обетования Божьего.

Подобное происходит и с нами. Господь может использовать нас для Своей непреходящей славы лишь тогда, когда мы уже ничего для себя не ищем. Это относится не только к пресвитерам, диаконам, другим руководителям в церкви, но и ко всем детям Божиим. Только тот, кто предаст себя в полное распоряжение Господу, будет удостоен быть Его орудием. Основное не в том, более ты одарен или менее, все дело лишь в том, полностью ли ты отдаешь себя в распоряжение Господа.

5. Настырное упрямство

Пока Лия с течением лет приобретала все большее успокоение и удовлетворение Богом и жизнью, Рахиль становилась все мятежнее и беспокойнее. Увидев, как Бог явно благословил ее сестру Лию и дал ей четырех сыновей, Рахиль вне себя от зависти сказала мужу: "Дай мне детей, а если нет, так я умираю!"Бытие 30:1. Она совсем не думает о том, что дети есть дар Божий, как повествует Священное Писание.

Вместо того, чтобы смиренно умолять Бога, она с настырным упрямством требует у мужа того, что тот абсолютно не в состоянии выполнить. Упрямо сердце человеческое! Как неблагодарна Рахиль! Разве ей недоступно удовлетворение множества желаний ее сердца? Только одно — единственное желание удовлетворено, и жизнь для нее теряет всякую цену! Какая дерзкая несправедливость здесь: несправедливость по отношению к Богу, несправедливость по отношению к людям!

Кто теперь вам нравится больше? Лия с ее терпеливым смирением, или Рахиль с се настырным упрямством? Лия обрела благословение, Рахиль долгое время никак не могла достичь его и неразумно искала, чем бы помочь себе. Вместо того, чтобы вместе с Иаковом умолять Бога, чтоб Он дал им детей, она пришла к той же злополучной мысли поступить так, как однажды поступила Сарра. Рахиль взяла свою служанку Валлу и дала мужу своему в жены, чтобы принять ее детей как своих собственных. Насколько ее сердце изнемогало, видно из имени, которое она дала второму сыну служанки Валлы: Неффалим. Это значит "моя борьба": "борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла", Бытие 30:8. Сколько неразумия в тех словах! Чем огорчила се молчаливая тихая Лия? Именно ей должно было бороться против своего чудовищного своеволия и злого упрямства! Тогда это на самом деле можно было бы назвать "борьбой"!

Но Рахиль все-таки изменилась. Когда она увидела, что ее необузданное упрямство не приносит ей успеха, то в сердечной молитве склонилась перед Богом. И мы читаем: "И вспомнил Бог о Рахили, и услышал ее Бог, и отверз утробу ее", Бытие 30:22. Наконец и она научилась устремлять очи на Господа и полагаться только на Него.

Суеверие

Все грехи Рахили есть доказательство того, что ее отношение к Богу было неверным. Когда наше отношение к Богу чистосердечно, то вес наши поступки будут верны. Основная причина грехов Рахили заключена в том, что она не была свободна от идолов.

Когда Иаков со своим семейством покинул дом Лавана, то "Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее", Бытие 31:19. Публично Лаван служил истинному Богу, но втайне прилеплялся к идолам. То же самое происходило с Рахилью. Вот здесь и заложена разгадка, почему она не умела просто и по-детски молиться Богу: она надеялась на идолов. Поскольку Рахиль не имела истинной веры, то и застряла в суеверии.

И в наши дни многие громко называют себя христианами, но служат всевозможным идолам и поклоняются им. Это или деньги, или честолюбие, или обожествленная красавица, так называемая "гений чистой красоты", или автомобиль новейшей марки, или мода, или... или... или... бесконечно тому подобное. Удалите идолов!

Человеческое сердце, мятежное и непокорное, всегда ищет за что-то уцепиться, на что-то опереться. Кто не отдает себя в полное распоряжение любящему Отцу Небесному, тот в большинстве случаев впадает под власть парализующего страха от разных суеверных призраков: от нелепых птичьих голосов, от несчастных чисел, от цвета кошки, перебежавшей дорогу, и бесчисленного множества подобного!

7. Тяжкая жертва

Когда наше сердце прилепляется к чему-либо земному и тленному, приходит Бог и говорит: "Отдай Мне то, что ты очень любишь!" Тогда рана кровоточит, глаза изливают потоки слез, вся наша внутренность кричит: "Господи! Не Твоя, а моя воля да будет!"

Господь приходит и отрывает от сердца матери единственного ребенка, забирает жену или мужа... Почему же Он поступает так? Потому что любит нас! Потому что Он хочет, чтобы все наше сердце принадлежало лишь Ему одному, так как только Он есть Источник мира и жизни. Только в Нем мы можем обрести наше счастье. Потому Он убирает от нас все то, что стоит между Ним и нами, что отдаляет нас от благо¬словенного общения с Ним. Он желает полного единства с нами и убирает с пути все преграды и препятствия.

Иаков чрезмерно любил Рахиль, она была его кумиром. Тогда пришел Бог и забрал ее. Едва воссияла радость, что она подарит ему второго сына, как постигло его непоправимо великое горе: она умерла при родах Вениамина. "И умерла Рахиль и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем", Бытие 35:19.

О духовной жизни Рахили более уже ничего неизвестно. Лия прожила еще немалое время в Ханаане и нашла место покоя в пещере, которую купил Авраам с полем у Ефрона Хеттеянина в собственность для погребения. Когда Иаков умирал в доброй старости, насыщенный жизнью, то его последним желанием было, чтобы тело его доставили и Ханаан и похоронили в фамильной пещере для погребения рядом с Лией, погребенной там раньше его: "там похоронили Авраама и Сарру, жену его; там похоронили Исаака и Ревекку, жену его; и там похоронил я Лию", Бытие 49:31. И сделано так: "и отнесли его сыновья его в землю Ханаанскую и похоронили его в пещере на поле Махпела, которую купил Авраам с полем в собственность для погребения у Ефрона Хеттеянина, пред Мамре", Бытие 50:13.

Позвольте в заключение наставить вас: да не разделяет вас от Бога ничто! Он хочет, чтобы все твое сердце принадлежало у Одному!

Мать Иосифа и Биньямина .

Согласно библейскому рассказу, Иаков встретил Рахиль, когда прибыл в Харан, спасаясь от гнева своего брата Исава ; Иаков полюбил ее с первого взгляда и согласился работать за нее на Лавана семь лет. Когда срок истек, Лаван пошел на хитрость и в брачную ночь подменил Рахиль Лией. Когда наутро Иаков обнаружил подмену, Лаван объяснил, что он был обязан выдать замуж старшую дочь раньше младшей, и согласился отдать ему и Рахиль, если Иаков обязуется проработать на него еще семь лет (Быт. 29:4–30). Согласно Библии , Рахиль была «красива станом и красива лицом» (Быт. 29:17), и Иаков любил ее больше, чем «слабую глазами» Лию (Быт. 29:30). Однако Рахиль оставалась бесплодна и завидовала плодовитости Лии. Отчаявшись, она, как прежде Сарра (Быт. 16:2–4), отдала свою служанку Билх у в наложницы мужу; рожденных Билх ой Дана и Нафтали Рахиль считала собственными сыновьями (Быт. 30:1–8). (Мотив бесплодия и позднего рождения ребенка распространен в повествовании о патриархах - см. Сарра , Ревекка .) В конце концов Рахиль забеременела и родила сына, сказав: «Снял (асаф ) Бог позор мой. И нарекла ему имя Иосиф, сказав, Господь даст (иосеф ) мне и другого сына» (Быт. 30:23–24). Рахиль умерла во время вторых родов на пути из Бет-Эля в Эфрат, в Бет-Лехеме ; умирая, она нарекла своего второго сына Бен-Они («сын моего страдания»), однако Иаков дал ему имя Биньямин. Иаков похоронил Рахиль не в семейном склепе в пещере Махпела , а там, где она умерла - у дороги, и воздвиг над ее могилой памятник из камней (Быт. 35:16–21; ср. 48:7). Однако согласно I Сам. 10:2, могила Рахили находится «на пределах Биньяминовых, в Целцахе» (Бет-Лехем и его окрестности находились в уделе Иех уды , а не Биньямина). Законоучители видели это противоречие и считали, что в стих 10:2 кн. I Самуила вкралась ошибка (Быт. Р. 82:10; Тосеф., Сот. 11:11 и др.).

Согласно Аггаде , Иаков похоронил Рахиль при дороге у Бет-Лехема потому, что он предвидел, что изгнанные в Вавилонию (см. Пленение вавилонское) пройдут здесь, и Рахиль будет молить Бога смилостивиться над ними (Быт. Р. 82:10). Могила Рахили у Бет-Лехема упоминается у раннехристианских писателей (например, у Евсевия); самый ранний из еврейских источников, описывающий эту могилу, - «Путеводитель по Иерусалиму» 10 в., обнаружен в Каирской генизе . Еврейские путешественники , начиная с Биньямина из Туделы (около 1170 г.), говорят о памятнике, состоящем из двенадцати камней, одиннадцать из которых положили сыновья Иакова, а на них - большой камень, положенный самим Иаковом. Над могилой был сооружен купол на четырех колоннах. В конце 18 в. вокруг могилы воздвигли здание, которое отремонтировали в 1841 г. на средства, предоставленные

Мауриций Готтлиб. “Рахиль”

Немного известно из Библии о праматери Рахи́ли, жене ветхозаветного патриарха Иакова. Она родила Иакову двух сыновей и умерла в молодости. Но имя этой женщины, жившей тысячи лет назад, стало символом любви и красоты.

Сегодня мы говорим о праматери Рахили и стихотворении Анны Ахматовой «Рахиль».

После того, как Иаков, внук Авраама, хитростью получил отцовское благословение и право первородства, ему пришлось бежать из дома от гнева старшего брата Исава.

Долго блуждал он по безлюдным местам, пока не добрался до большого селения в долине Тигра и Ефрата, вокруг которого были богатые пастбища. Возле колодца, куда стада пригоняли для водопоя, Иаков встретил юную девушку по имени Рахиль и помог ей напоить овец. В ходе разговора он узнал, что она – дочь Лавана, родного дяди Иакова.

Рахиль побежала домой рассказать отцу о встрече возле колодца. Лаван с родственным радушием в свой дом племянника, сына своей сестры Ревекки. Иаков стал служить Лавану, и тот, заметив его усердие, решил ему назначить плату за труды.

Иакову приглянулась Рахиль, он сказал, что готов семь лет работать на Лавана, чтобы по истечении строка тот отдал ему дочь в жены.

Как говорится в Библии, эти семь лет показались Иакову за «несколько дней, потому что он любил» Рахиль.

В стихотворении Анны Ахматовой «Рахиль» описан ход событий, предшествующий супружеству Иакова и Рахили.

Анна Ахматова:

И встретил Иаков в долине Рахиль,

Он ей поклонился, как странник бездомный.

Стада подымали горячую пыль,

Источник был камнем завален огромным.

Он камень своею рукой отвалил

И чистой водою овец напоил.

Но стало в груди его сердце грустить.

Болеть, как открытая рана,

И он согласился за деву служить

Семь лет пастухом у Лавана.

Рахиль! Для того, кто во власти твоей,

Семь лет – словно семь ослепительных дней.

У Лавана было две дочери, из которых старшая, Лия, как сказано в Ветхом Завете, «была слаба глазами, а другая Рахиль была красива станом и красива лицом».

Когда же настало время свадьбы Иакова, Лаван воспользовался восточным обычаем, по которому невесту в день заключения брака плотно закутывают в покрывала, и обманул племянника. Вместо Рахили он привел в брачные покои Лию, позже оправдываясь тем, что по местным обычаям младшую дочь не отдают замуж прежде старшей.

Анна Ахматова:

Но много премудр сребролюбец Лаван,

И жалость ему незнакома.

Он думает: каждый простится обман

Во славу Лаванова дома.

И Лию незрячую твёрдой рукой

Приводит к Иакову в брачный покой.

Течёт над пустыней высокая ночь,

Роняет прохладные росы,

И стонет Лаванова младшая дочь,

Терзая пушистые косы.

Лаван предложил племяннику еще семь лет проработать за Рахиль – и Иаков согласился. В обычаях того времени было многожёнство, и Иаков вернулся на родину с двумя женами: с Лией и Рахилью.

Рахиль долго была бездетной, а потом родила Иакову двух сыновей: Иосифа и Вениамина. Из Библии мы знаем, что до конца своих дней Иаков оплакивал прекрасную Рахиль, которая умерла после родов Вениамина, а в стихотворении Ахматовой – она даже ему снится по ночам…

Анна Ахматова:

И снится Иакову сладостный час:

Прозрачный источник долины,

Весёлые взоры Рахилиных глаз

Иаков, не ты ли меня целовал

И чёрной голубкой своей называл.

Стихотворение «Рахиль» Анна Ахматова написала в 1921 году.

В России голод, разруха, гражданская война, и вдруг – библейская история об отношениях Иакова и Рахили, как напоминание о том, что в мире всё преходяще, кроме любви.



error: Контент защищен !!